Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.10.2015

Народы Южной Сибири в тюркскую эпоху
Тюркское время: Первый тюркский каганат

С середины VI века на территории Центральной Азии и Южной Сибири складываются две основные этнокультурные группировки: тюрков-тугю, создавших Первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле, силами которых тюрки "геройствовали в пустынях севера".

Меньше чем за два десятилетия тюрки Первого каганата создали огромную державу, границы которой простирались от Хуанхэ до Волги. В ее состав наряду с другими вошли районы Южной Сибири, Средней Азии и Казахстана.

Естественно, удержать столь огромную, населенную различными племенами и народами территорию в рамках одной социально-административной системы было невозможно. В 604 году Первый тюркский каганат разделился на Западный и Восточный. В 630 году последний тюркский каган Восточного каганата Хьели (умер в 634 году) был взят в плен, и каганат прекратил свое существование. В том же 630 году Чеби-хан, один из удельных князей Восточного каганата вместе со своим народом ("30 тысяч строевого войска") "ушел на северную сторону Золотых гор", то есть на Алтай, и объявил себя ханом. После этого Чеби-хан покорил Гэлолу (карлуков на Западном Алтае) и Гуйгу (кыргызов на Енисее). В 635 году Западный каганат разделился на два племенных союза - дулу и нушиби. В 641 году Дулу-хан совершил поход против племен, не вошедших в состав дулу и нушиби, среди которых упоминаются цзюйше (видимо, кыпчаки на Верхней Оби) и гэгу (енисейские кыргызы). В 650 году Чеби-хан был разбит, взят в плен, а часть его народа переселена в Утукенскую чернь (Хангай), где позднее приняла участие в создании Второго тюркского каганата. В 656 году пал и Западнотюркский каганат. Таким образом, время археологических памятников, синхронных периоду существования Первого тюркского каганата, может быть определено серединой VI - серединой VII века.

Племена теле

Племена теле занимали обширную территорию от Хангая до Тянь-Шаня. В источниках называется большое число телеских племен: хойху (уйгуры), сеяньто, доланьгэ, байегу, хун (хунь), тубо (дубо), гулигань (курыкан) и др. Несмотря на некоторое расхождение между исследователями в вопросах локализации того или иного этнонима, очевидно, что телеские племена расселялись в основном на территории Монголии, часть их продвинулась в сторону Джунгарии (киби), а отдельные племена обитали около Байкала и Косогола (гулигань, дубо).

Из всех приведенных этнонимов на территории Южной Сибири достоверно могут быть локализованы только дубо, жившие, очевидно, в восточной части Тувы. Какие из других известных телеских племен находились на территории Горного Алтая и степной части Тувы - неясно. По сведениям рунических памятников VIII века, в Центральной и Северной Туве по Енисею (Улуг-Хему) и Хемчику жили чики. Западнее них располагались азы, причем упоминание "степных азов" позволяет предполагать наличие и группы "лесных азов", расселявшихся, возможно, в соседних внутренних районах Горного Алтая, где на западе они граничили с карлуками. Неясно, входили ли племена, известные в рунических текстах как чики и азы, в состав этнической общности теле танских хроник, хотя это и представляется наиболее вероятным. Важным свидетельством в пользу такого предположения может служить наличие этнонима теле в названиях ряда современных групп алтайцев (теленгиты, телеуты, телесы) и тувинцев (телек), генетическое родство которых с раннесредневековой общностью теле доказано. Л.Р.Кызласов также считает, что чики входили в состав телеских (гаогюйских) племен и были родственны карлукам Западного Алтая. Известно, что в 487 году телеский вождь Афучжило откочевал на запад, и с этого времени группа теле появляется в бассейне Иртыша.

Племена теле постоянно стремились к выходу из системы протектората и созданию собственной государственности. Еще на заре тюркской истории, в конце V века ими было создано ханство Гаогюй ("Высокие телеги"), в 516 году разбитое жуань-жуанями. Второй попыткой телесцев освободиться от власти жуань-жуаней воспользовались тюрки-тугю, создавшие с их помощью Первый тюркский каганат. С этого времени любое ослабление тюрков-тугю вызывало ответное выступление теле, создававших недолговременные и непрочные этносоциальные объединения. Так, в 605 году возникло Джунгарское телеское царство, просуществовавшее немногим более десяти лет, а затем разбитое западными тюрками. Еще до гибели Первого тюркского каганата многие телеские племена отделились от него и создали в 628 году каганат Сеяньто, или государство токуз-огузов ("девять племен"), названное так по числу входивших в него этнических подразделений. Оно просуществовало до 646 году, когда главную роль в конфедерации теле стали играть уйгуры, начавшие последовательную борьбу за создание своего государства.

Тюрки-тугю и теле

Этнографический облик тюрков-тугю описан в письменных источниках кратко, но достаточно выразительно: "обычаи тукюесцев: распускают волосы, левую полу наверху носят; живут в палатках и войлочных юртах, переходят все с места на место, смотря по достатку в траве и воде; занимаются скотоводством и звериною ловлею; питаются мясом, пьют кумыс; носят меховое и шерстяное одеяние... Обыкновения их вообще сходны с хуннскими". Анализ элементов материальной культуры орхоно-алтайских тюрков-тугю, в частности верхней распашной одежды (халата) и головных уборов (типа башлыка), сохранившихся в изображениях древних тюрков и на древнетюркских каменных изваяниях, подтверждает скотоводческую основу их хозяйства. Подвижной формой быта объясняется полное отсутствие до настоящего времени каких-либо остатков древнетюркских поселений в Монголии, Туве и на Горном Алтае.

Необходимо отметить трансформацию погребального обряда тюрков-тугю от трупосожжения к трупоположению с сопроводительным захоронением с конем, традиционного для территории Алтая. Что касается обряда погребения с конем, судя по сведениям письменных источников, скорее всего, его следует рассматривать не как основной индикатор хозяйственной деятельности древних тюрков-тугю (сопроводительные захоронения коней известны и в чуждых скотоводческому укладу обществах, например, у древних славян и литовцев), а как отражение ведущей формы транспортных средств и определенных идеологических представлений.

Традиция захоронений с конем была распространена в Горном Алтае в среде пазырыкцев-юечжей задолго до появления древних тюрков. Традиция погребений с конем продолжала развиваться здесь и в первой половине I тысячелетия н.э. (памятники берельского типа).

Затем в Горном Алтае захоронения с конем вновь появляются уже в тюрксую эпоху и первоначально были определены Л.А.Евтюховой и С.В.Киселевым как "памятники эпохи рунического письма", а затем датированы VI-VIII веками.

К этому эе времени (VI-VII века) могут быть отнесены и распространившиеся захоронения с конем во многих районах Первого тюркского каганата: в Южной Сибири (на Алтае, в Туве и Минусинской котловине), в Средней Азии и Казахстане. В Туве к VI-VII векам относятся погребения с восточной ориентировкой и сопроводительным захоронением барана, возможно, генетически связанные с алтайскими. Появление погребений с конем в Минусинской котловине может быть связано с завоеванием Цигу Мухан-каганом в середине VI века и проникновением какой-то группы алтайского населения на Средний Енисей.

За пределами Саяно-Алтая одиночные погребения с конем VI-VII веков встречаются на Тянь-Шане, в Киргизии - Аламышик, Таш-Тюбе, в Казахстане - Егиз-Койтас и в городе Алма-Ате, в Узбекистане - захоронение с конем около обсерватории Улугбека в Самарканде. Широтная ориентировка этих погребений, как отмечает В.А.Могильников, сближает их "с погребениями Алтая с восточной ориентировкой".

Обращает на себя внимание, что известные захоронения с конем VI-VII веков разбросаны по разным районам Южной Сибири, Средней Азии и Казахстана, не образуя какой-либо компактной культурной общности, однако одновременность их существования достаточно определенно доказывается комплексом предметов сопроводительного инвентаря. В него входят длинные концевые накладки луков, близкие берельскому типу (Монгун-Тайга, Усть-Тесь, Аламышик, Алма-Ата), стремена с петельчатой дужкой (Аргалыкты VIII, Усть-Тесь), фигурные поясные бляшки (Кудыргэ, Таш-Тюбе), однокольчатые удила (повсеместно), костяные подпружные пряжки с округлой верхней частью, предметы для развязывания узлов, блоки от чумбуров и т. д. Следует отметить (и это тоже хронологический признак) полное отсутствие в погребениях VIVII веков поясных блях-оправ, наиболее характерных для памятников последующего времени.

Такое сходство предметов сопроводительного инвентаря в территориально разобщенных памятниках, скорее всего, может объясняться сравнительно быстрым распространением какой-то группы населения, обладающей устойчивой культурной традицией. Так как большинство названных предметов, да и сам обряд захоронения с конем с широтной ориентировкой, были известны на Алтае еще в IV-V веках и в раннетюркское время, имеются все основания помещать место исхода этого населения на территории Алтая, а причину его широкого распространения связывать с образованием Первого тюркского каганата.

По вопросу об этнической принадлежности погребений с конем в настоящее время определились три основные точки зрения:

  • погребения с конем по всей территории их распространения принадлежат тюркам-тугю и являются наиболее характерным видом археологических памятников в пределах созданных ими государственных объединений
  • погребения с конем относятся не к тюркам-тугю, а к другим тюркоязычным племенам, в первую очередь телеским, входившим в состав древнетюркских каганатов
  • в разных районах погребения с конем имеют разную этническую принадлежность - в Монголии они оставлены древними тюрками, на Алтае - племенами теле, в Минусинской котловине - енисейскими кыргызами.
  • Не вдаваясь в анализ этих точек зрения, отметим главное - смену в первой половине VII века погребального обряда у тюрков-тугю, зафиксированную письменными источниками.

    Известно, что в 628 году император Тайцзун обвинил тюрков в нарушении традиции, в том, что они вопреки обычаям предков перестали сжигать своих покойников, а стали хоронить их в земле, что явилось, по его мнению, одной из причин гибели Первого тюркского каганата. Эти сведения рассматриваются сторонниками первой из приведенных точек зрения как бесспорное свидетельство смены погребального обряда у древних тюрков, перешедших в середине VII века от обряда трупосожжения к обряду трупоположения. Однако известно, что в 634 году последний каган Первого каганата Хьели и в 639 году его племянник Хэлоху были "по кочевому обычаю сожжены" - факт чрезвычайно важный для понимания всей последующей этнокультурной истории древнетюркской эпохи. Если тюрки-тугю сменили обряд погребения в 30-х годах VII века, а сожжения Хьели и его племянника явились последними захоронениями подобного рода, то вся масса погребений с конем с этого времени от Тянь-Шаня до Монголии должна иметь тюркскую принадлежность (в узком, этническом значении этого термина). Если же тюрки Ашина продолжали сжигать своих покойников и после 630 года, о чем свидетельствует опять же способ захоронения Хьели, то погребения с конем могут быть связаны с другими этническими группами, в первую очередь с местными племенами, входившими в конфедерацию теле.

    Однако, если следовать сведениям письменных источников, тюркам-тугю также был известен обычай сопроводительного захоронения коня, только в виде сожжения. Возможно, на каком-то этапе сосуществовали обе формы захоронения: тюркская (сожжение с конем) и телеская (трупоположение с конем). Смена обряда у тюрков-тугю в 30-х годах VI века не могла произойти внезапно. Очевидно, это был достаточно длительный процесс, своего рода "варваризация" тюркского населения на окраинах государства при сохранении обычая трупосожжения в элите этого общества. Этот процесс, очевидно, коснулся только способа погребения человека (трупосожжение или трупоположение), но не обязательного в и том, и другом случае сопроводительного захоронения коня. Учитывая данные обстоятельства, представляется оправданным рассматривать смену обряда древними тюрками не столько как забвение обычаев предков, сколько свидетельство процессов этнической ассимиляции, затронувших главным образом рядовое тюркское население, хотя в численном отношении количество тюрков-тугю, перенявших обряд трупоположения, вряд ли было значительным.

    В свою очередь, телеские племена начали заимствовать у тюрков ритуал установки каменных изваяний с оградками и рядами камней-балбалов, многие элементы которого имели глубокие местные традиции. Изваяния относятся к разному времени и, естественно, по внешнему оформлению отличаются друг от друга. Однако по своему внутреннему содержанию они идентичны, поскольку отражают одну идею: сохранить облик умершего для совершения определенного цикла поминальных обрядов и жертвоприношений в период между смертью и захоронением. Данная идея имеет южное происхождение и в прошлом была широко распространена у многих народов Восточной и Центральной Азии. Тот же обычай у древних тюрков и енисейских кыргызов зафиксирован письменными источниками.

    Все это свидетельствует о том, что к середине VII века на территории Южной Сибири начинает складываться сложная этнокультурная общность, которая (учитывая значение ее основных компонентов) может быть названа в широком, этнокультурном значении термина - алтае-телескими тюрками.


    Оглавление:
  • Вступление
  • Периодизация
  • Сложение прототюркского субстрата: конец I тысячелетия до н.э.
  • Сложение прототюркского субстрата: первая половина I тысячелетия н.э.
  • Предтюркское время
  • Древнетюркские генеалогические предания
  • Тюркское время: Первый тюркский каганат
  • Тюркское время: Второй тюркский каганат
  • Тюркское время: Культура енисейских кыргызов
  • Тюркское время: Уйгуры
  • Позднетюркское время: "Кыргызское великодержавие"
  • Позднетюркское время: Кимако-кыпчакское объединение
  • Позднетюркское время: Алтае-телеские тюрки в IX-X веков
  • Процессы тюркизации Южной Сибири
  • Заключение

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Д.Г.Савинова "Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху"




  • Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 6094