Опубликовано (обновлено) в каталоге: 10.08.2017

Фотоотчет: Горный Алтай - 2017

Начало очередного отпуска было решено традиционно провести в путешествии по Алтаю. Вариантов, куда поехать было несколько, но в результате мы выбрали кочевой вариант, когда мы уезжаем в Акташ, оттуда совершаем радиальные поездки, постепенно возвращаясь назад.

Первый день: дорога

Итак, собрав багажник, в полночь с 11 на 12 июня мы выдвинулись в Акташ.

Время было выбрано очень удачно. 12 июня – это последний выходной, поэтому встречный трафик практически отсутствовал.

Первая долгая остановка традиционно на границе Горного Алтая.

Эх! Как же все же приятно поздороваться с Катунью!

Погуляв немного, положив "собачке" монетку на удачную поездку, двинулись дальше.

По причине бессонной ночи Семинский перевал, Чике-Таман были пройдены практически без остановок. Здесь мы ограничились короткими прогулками с целью не столько посмотреть сувениры на рынке, сколько стрясти усталость от многочасового сидения в одной позе. Тем более, опыт подсказывает, что ценники на перевалах существенно выше, чем цены на совершенно аналогичный товар где-нибудь в Чемале.

Доехав до Акташа, поехали искать какое-нибудь кафе, так как время уже было обеденное. Как выяснилось, прямо около заправки "Ника" есть очень такая приличная столовая. Это не шутка! Еда, действительно, приготовлена вкусно, в фарш (если говорить про шницель) ничего несъедобного не добавлено. И ценник за полноценную тарелку картофельного пюре и шницель размером сантиметров 15 в диаметре всего 105 рублей!

Заправив себя и машину, со спокойной совестью отправились на турбазу "Красные ворота", где у нас была забронирована комната.

Турбаза находится на выезде из Акташа в сторону Красных ворот. Поэтому здесь удачно сочетаются как уединенность, так и близость сельской инфраструктуры. Здесь, в отличие от сельских усадеб, ты выходишь на веранду и взор упирается в величественную буро-зеленую гору, а не соседский забор. Буквально в 100 метрах от базы, у подножия горы, течет небольшая, всего метра 3-4 в ширину, речушка Ярлу-Айры. Однако ее шум заглушает все остальные звуки, а ночью приятно убаюкивает. А по берегам речки ходят специальные горные коровы.

Еще несколько слов о базе. В комнатах обстановка, скажем прямо, спартанская: кровати, широкий подоконник (он же стол), вешалка для одежды и обогреватель. Туалет, умывальник, понятное дело, на улице. Но самое главное – это чистота! Начиная от постельного белья, кстати, отмечу мягкие удобные упругие подушки и большие мягкие одеяла, а не сбившиеся в комок где-то в районе ног, как иногда бывает. И заканчивая территорией: здесь нет ни строительного мусора, ни фантика, даже в мангальной зоне, где стоит 6 мангалов (по числу групп проживающих), нет старых углей ни в самих мангалах, ни под ними.

Второй день: поездка на Улаганское плато

По наводке решили поехать на Акташский ртутный рудник и дальше до РЛС. Однако, возможности машины были сильно переоценены. Проехав буквально пару-тройку километров, я решил, что на этой машине мне еще возвращаться домой, поэтому развернулся и поехал обратно. При этом, я все же умудрился вырвать стойку стабилизатора, после чего машина стала громыхать на каждой кочке, мелочь, но неприятно. Думаю, этих слов достаточно, чтобы представить качество дороги, точнее, ее практически полное отсутствие.

Вернувшись, поехали через Красные ворота до Пазырыкских курганов. Вновь спускаться с перевала Кату-Ярык уже не хотелось, поэтому красивую, но утомительную дорогу от Балыктуюля до перевела мы пропустили.

Миновав Красные ворота, вновь поразились масштабом этой стройки, когда в скале был пробит проход высотой порядка 50 метров. Остановились на берегу Мертвого озера, найдя-таки место, где можно припарковаться не под запрещающим знаком. Наконец, от озера Узун-Кёль полюбовались потрясающим видом виднеющихся вдали белков.

Дальше дорога проходит через Улаганский перевал. Это самый высокий перевал Горного Алтая, однако его высота при подъезде со стороны Акташа совсем не чувствуется. В полной мере ощутить его высоту можно с другой стороны на крутом (в среднем 12%) затяжном спуске в сторону Улагана.

На вершине перевала установлен информационный щит, что это священная для теленгитов земля, указаны правила поведения в этом месте. На "святость", если так можно сказать, указывают многочисленные разноцветные ленты (чалама), украшающие буквально все деревья, а также пирамидки из камней (обо). Здесь, действительно, не хочется ни кричать, ни делать каких-то резких движений.

Если отойти чуть в сторону, открываются потрясающие виды гор. С одной стороны высятся местами покрытые снегом вершины Курайского хребта. С другой - простирается бесконечная, скрывающаяся в голубой дымке, горная страна, даже становится непонятно, где кончаются горы, и начинается небо!

Дальше дорога, кажется, бесконечным спуском приводит нас в Улаган, а оттуда в Балыктуюль к Пазырыкским курганам.

Масштаб курганов поражает объемом работ, ведь пазырыкцам нужно было не только выдолбить в каменистой почве глубокие могильные камеры (до 5-6 метров в глубину и столько же в длину и ширину), но и вручную принести округлой формы булыжники (в окрестностях таких камней нет!), из которых соорудить курганные насыпи до 50 метров в поперечнике (и высотой, соответственно, порядка 10 метров)! Всего здесь насчитывается 5 курганов: 2 группы по 2 рядом расположенных кургана и 5-й расположен чуть поодаль, примерно в 400 метрах. А вокруг словно разбросаны мелкие курганы с осевшими сильно задернованными насыпями...

На этом программа дня выполнена, неспешно, любуясь красотами, возвращаемся на базу.

Третий день: Курайская степь с высоты птичьего полета

В предыдущий день на РЛС нам съездить не удалось. Однако в этот раз Максим, хозяин базы, предложил совершить экскурсию на УАЗ-буханке. Понятное дело, что мы, недолго думая, согласились.

До Акташского рудника, как я уже писал ранее, дорога просто отсутствует. Дальше качество дороги уже относительно приемлемо, но дорога, петляя, резко набирает высоту. Казалось бы, вот только проехали рудник и огромные в несколько десятков метров в высоту насыпи отработанной руды, как, минуя поворот, эти насыпи оказываются уже в паре сотен метров внизу. Местами, скажу откровенно, смотреть из окна просто страшно: с одной стороны - прижим к скале, с другой – практически отвесный обрыв, а между ними вьется дорога, покрытая торчащими на 10-15 сантиметров валунами.

Вместе с подъемом с поразительной быстротой менялись и окружающие пейзажи. Сначала (до рудника) дорога проходила через густой хвойный лес. Затем на уровне рудника лес уступил место цветущим альпийским лугам. С набором высоты все чаще стали появляться безжизненные каменистые проплешины. Наконец, появились участки, покрытые снегом.

И вот конец пути. Перепад высот за 15 километров пути составил примерно 1600 метров.

На вершине, на высоте около 3000 метров, высится 50-метровая мачта ретранслятора.

А от нее открываются потрясающие виды на Северо-Чуйский хребет, ледники Актру... А далеко внизу, словно в чаше, лежит Курайская степь.

Потрясающее по красоте место!

Четвертый день: в Чуйскую степь

В этот день мы решили посмотреть на Северо-Чуйский хребет, ледники Актру уже снизу.

В отличие от 2012 года, когда тучи не позволили нам насладиться красотами этих мест, в этот раз стояла солнечная погода.

Снизу горы уже не кажутся такими высокими и неприступными, как от РЛС, откуда ледники находились почти на уровне глаз, что усиливало впечатление от их грандиозности.

А дальше Курайская степь сменяется безжизненной каменистой пустыней Чуйской степи.

Прямо удивительно, как разительно меняется природа за какие-то 30-40 километров! Если на въезде в Курайскую степь вокруг простирались хвойные леса, в Чуйской степи уже нет никакой растительности, лишь колючие сухие кусты то тут, то там пробиваются сквозь высохшую почву, словно усыпанную мелким щебнем.

Цель нашего пути - Тархатинский мегалитический комплекс.

Он представляет собой округлую выкладку диаметров около 60 метров. Размер крупных валунов составляет 1.5-2 метра, а наиболее крупных – более 5 метров.

Центральное место занимает камень, напоминающий по форме огромное кресло или ложе – Колыбель Сартакпая - названное по имени известного богатыря из алтайского эпоса. На значение этого камня указывает наличие петроглифов на его спинке. Петроглифы также встречаются еще на нескольких крупных камнях.

Возраст комплекса точно неизвестен. Однако по стилистике и технике исполнения тех же петроглифов можно утверждать, что комплекс функционировал еще в бронзовом веке (около 3000 тысяч лет назад), что соответствует раннему скифскому времени.

Неясно и назначение комплекса. Конечно, ряд исследователей, как только видят округлую выкладку, тут же связывают ее с космосом. А выкладку из крупных камней, подобную этой, тут же спешат назвать древней обсерваторией. Кто-то даже проводил аналогии между размерами и расположением камней Тархатинского комплекса с планетами Солнечной системы. Однако, мне кажется, эта версия не выдерживает никакой критики. Сомнительно, чтобы древний человек, по уровню своего развития, даже не умевший еще обрабатывать железо, имел столь глубокие познания о строении, как минимум, Солнечной системы.

Представляется более вероятным, что этот комплекс, действительно, служил культовым местом, где совершались разного рода обряды, а Колыбель Сартакпая служила жертвенным алтарем...

Хотели также съездить до Юстыда, но остановивший нас для проверки документов погранотряд охладил наш пыл, уверив, что вода уже поднялась, и на CR-V мы сейчас брод не преодолеем.

Пятый день: в Чемал

Программа в Акташе выполнена. Переезжаем в Чемал, чтобы там еще пару дней насладиться уже просто спокойным отдыхом.

По пути осматриваем древности: петроглифы 770-го километра, Чуйский оленный камень и петроглифы в урочище Адыр-Кан, петроглифы Калбак-Таш, Ининские стелы и, наконец, Кур-Кечу.

Вкратце остановлюсь на каждом из этих памятников древности.

Петроглифы 770-километра – это малоизвестное местонахождение петроглифов, расположенное в непосредственной близости от Чуйского тракта. Здесь петроглифы нанесены на 2 камнях. Один находится всего в сотне метров от полотна дороги. Другой – метрах в 400 выше по логу. Изображения на петроглифах классические для скифской эпохи (2-я половина I тысячелетия до н.э.): козлы, человеческие фигуры и сцены охоты...

Чуйский оленный камень также расположен в непосредственной близости от Чуйского тракта (в районе 728 километра) и хорошо виден с дороги. Сама стела имеет в верхней части очень реалистичное изображение человеческого лица и датируется никак не раньше средневековья. В этой связи ее местонахождение здесь вряд ли первоначально. Уж очень стела контрастирует с расположенными западнее от нее курганами, скорее связанными с находящимися на скале прямо за стелой петроглифами скифского периода. Вероятно, стела изначально была установлена много западнее, где расположены курганы и оградки древнетюркского времени, либо вообще привезена сюда из другого места.

Петроглифы Калбак-таш – одно из самых известных местонахождений петроглифов в районе Чуйского тракта. Сразу в начале осмотра встречаются рисунки, напоминающие космические корабли. На самом деле, это женские изображения в одежде с длинными "висюльками", связанные с культом плодородия, женского плодородия. Наиболее крупные скопления петроглифов относятся к эпохе бронзы (скифский период), встречаются также изображения эпохи неолита и средневековья. Осматривать эти петроглифы нужно в сопровождении экскурсовода, иначе непосвященному человеку становится просто скучно. Конечно, жалко, что при строительстве Чуйского тракта большая часть скалы с петроглифами была уничтожена. Зато сейчас, с передачей участка в ведение республиканского Минкультуры, появилась надежда, что хотя бы сохранившиеся рисунки будут защищены от вандалов с гвоздями и краской.

Ининские стелы расположены на южной окраине села Иня на 706 километре Чуйского тракта и также хорошо видны с дороги. Всего здесь 4 стелы. Стелы были найдены лежащими. Поэтому их современное расположение не является изначальным. Предположительный возраст стел около 5 тысяч лет. При этом на одной из стел выбиты изображения пояса и чекана, характерные для скифского времени. На одной угадываются следы лица, что уже свойственно древнетюркской эпохе. Чуть севернее стел находится огромный курган пазырыкского типа.

Урочище Кур-Кечу – также один из известнейших памятников в районе Чуйского тракта. Здесь расположено множество разновременных памятников от раннескифского времени (VIII - начало VI века до н.э.), пазырыкской эпохи (VI-III века до н.э.), гунно-сарматского времени (II-V века н.э.) и средневековья. Своеобразным символом этого места является стела высотой около 1,5 метров, на которой в древнетюркской манере выбиты изображение лица, пояса и вооружения.

Чуть не забыл, перечисляя исторические памятники, которые мы посетили за время переезда, удивительное место – слияние Чуи Катуни.

Шестой день: Куюс и его окрестности

Как же можно быть в Чемале и не поехать на юг, пропустить места, потрясающие по своей красоте, отличной от окрестностей Чемала?

Первая из крупных достопримечательностей этого направления – Ороктойский мост и бурлящий под ним порог Тельдекпень-1. Здесь русло Катуни сжимается почти отвесными скалами до 25-30 метров, и река устремляется в прорыв бурным потоком, образуя сливы, поганки и воронки. Глядя на порог с моста становится несколько не по себе, а через некоторое время от скорости и мощи воды, уводящей взгляд, начинает кружиться голова.

Далее мы доезжаем до Куюсского грота, где расположено одно из крупнейших на средней Катуни и одно из самых древних местонахождение петроглифов.

Здесь меня нарядили в скифского воина, дали в руки лук из рога архара (горного барана), повесили на пояс колчан со стрелами, а на голову надели войлочную шапку, увенчанную фигуркой грифона. Надо сказать, все эти вещи хоть и являются современными, сделанными из современных материалов, но являются копиями предметов из пазырыкских курганов.

Возвращаясь назад, мы на пару часов остановились на берегу Катуни. Здесь на повороте дороги, там, где начинаются крупные валуны, между которыми вьется дорога, так и норовящая поцарапать машину торчащим камнем, и расположено то самое потрясающей красоты место, ради посещения которого и была предпринята эта поездка.

Седьмой день: Чемал и его окрестности

Это самый спокойный день за всю поездку. Ехать далеко уже не хочется, да и некуда, везде, где хотели побывать, мы побывали. Точнее, везде, где планировали побывать, хотеть то мы много еще чего хотели посмотреть...

Ради приличия посетили остров Патмос.

Почему я говорю "ради приличия". По обеим сторонам подвесного моста, ведущего к храму на острове, стоят "регулировщики" в форме (не буду утверждать, сотрудники ли полиции или охранники), пропускающие поочередно по 4-5 человек. Я не считаю себя глубоко верующим человеком, поэтому не счел для себя необходимым ждать полчаса, пока дойдет моя очередь пройти по мосту, а потом еще полчаса ждать, чтобы перейти обратно. В то же время, уважая чувства верующих, я также счел для себя не этичным все же перейти на остров ради пары удачных снимков в храме.

Остальная часть дня была проведена на берегу Катуни...

Восьмой день: домой

Пришло время возвращаться домой.

Отпуск, что называется, удался! Даже погода, которая куролесила в Омской области, подарила нам солнечные теплые деньки, а уже по возвращении домой разразилась триумфальным ливнем с градом.

Традиционно подведу итог: за спиной 2550 километров и 220 литров сожженного бензина. Положа руку на сердце, хоть я в день и тратил порядка 1000 рублей только на бензин, оно стоило того!




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 5017