Археологический комплекс Юстыд
Расположение: Республика Алтай, Кош-Агачский район
посмотреть на карте
Высокогорная долина Юстыд расположена в северо-восточной части Чуйской степи. Она примечательна обилием разнообразных археологических объектов. На сравнительно небольшой территории находятся сотни каменных курганов, оградки, стелы, балбалы. Большая часть археологических памятников сконцентрирована в среднем течении реки.
Комплекс памятников на реке Юстыд очень обширен как по своим размерам, так и по числу находящихся здесь объектов большого размера. Его протяженность составляет несколько километров. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам (погребально-поминальные сооружения, в центре которого возведена большая каменная насыпь округлой формы, а на расстоянии от насыпи выложен круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами), переходя в малые ритуальные центры, связанные между собой и образующие "цепочки", растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю "геодезическую сетку".
Уникальным является комплекс гончарных печей Хуннского времени, открытый в 1978 году в среднем течении реки Юстыд, в обрыве пересыхающего летом озера. Рядом с гончарными печами найдены остатки железоплавильных печей. Еще несколько древних железоплавильных горнов известно на противоположном берегу реки, у подножия небольшой горы, которая имеет название Печь Чингисхана.
В долине Юстыда имеется масса непонятных по своему назначению каменных выкладок в виде цепей из редких валунов; валунов, выложенных в один ряд, иногда тянущихся в длину более километра; различных геометрических фигур и т.п.
Одни из первых археологических работ на реке Юстыд и в урочище Туру-Алты были проведены В.Д.Кубаревым в конце 1960-х-1970-е и 1990-е годы. Были изучены каменные курганы, большие керексуры, "оленные" камни и петроглифы.
Наиболее древними из них является семь палеолитических местонахождений.
К эпохе бронзы относятся порядка 150 различных по конструкции керексур. Керексуры Юстыда отличаются огромными размерами. Самые большие из них находятся у родника Калан. Большинство керексур расположены рядами, ориентированными по линии северо-восток – юго-запад.
На Юстыде находятся керексуры разных типов, различающиеся по своей форме. Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них может быть округлой или подквадратной. Различаются керексуры и по своим размерам: большие (диаметр внешней ограды 40-60 метров и внутренней насыпью 15-21 метр), средние (с внешним "кольцом" 20-35 метров и внутренней насыпью 8-12 метров) и малые (диаметром 5-10 метров), то есть каждая группа отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза.
В центре насыпи некоторых керексуров установлены каменные изваяния - "оленные" камни, являющиеся своеобразными центрами, к которым делалась привязка других объектов.
Одним из таких центров юстыдского комплекса является "оленный" камень, изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты высотой более 3 метров, 1 метр шириной и 0,2 метра в толщину. На передней узкой восточной грани камня выбит слегка изогнутый кинжал с округлым окончанием рукояти, прямым перекрестьем и расширяющимся в средней части клинком. На северной широкой грани изображен лук, находящийся в расширяющемся к низу колчане. На южной грани показан боевой топор с широкой передней частью и длинной рукояткой. Предметы вооружения тщательно прошлифованы и изображены в близкую к натуральной величину. Примечательно, что узкая передняя восточная грань изваяния и ряд вертикально установленных плит в северном направлении ориентированы на перевал близлежащей горы, а западная задняя часть камня и ряд вертикально установленных камней направлены на вершину относительно далекой южной горы.
В центре насыпи одного из керексур был обнаружен массивный "оленный" камень из обкатанного речного валуна серого цвета. В отличие от других аналогичных изваяний, три косые черты на нем выбиты не на узкой, а на широкой стороне. На двух боковых сторонах показаны большие кольца-серьги. Ниже них находится ожерелье из округлых лунок, разделенное в центре короткой вертикальной прямой линией, возможно изображающей подвеску.
Каждый керексур был по-своему значим, они связаны с другими керексурами и с окружающим ландшафтом. Возможно, с помощью керексур люди надежно фиксировали место восхода и захода солнца в дни солнцестояний и равноденствий, а также наиболее значимые положения для высокой и низкой луны, которые иногда довольно слабо выражены в окружающем горном рельефе. С помощью керексуров также "дублировали" наиболее почитаемые в данном районе горные вершины и перевалы. Таким образом, система керексуров является своеобразной моделью окружающего мира. Причем эта модель была построена не сразу. Она постоянно дополнялась все новыми объектами для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий регулярно сооружались все новые и новые объекты.
Памятники на реке Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии.
Исследование памятников Юго-Восточного Алтая позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX-VII веках до н.э. южные районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских памятников могут быть объединены в новую "чуйскую" археологическую культуру, которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры, наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. Примечательно, что за пределами чуйских памятников керексуры практически не встречаются, а находки "оленных" камней малочисленны и выполнены в весьма схематичной манере, скорее как подражания. "Чуйская" культура была одной из самых обширных и сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее эта общность памятников была условно названа "улуг-хорумцами", которую некоторые исследователи называют "культурой оленных камней".
В первой половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлекшие за собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и северо-восточными районами Алтая, на что указывает единство памятников туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С этого времени исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров. "Оленные" камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое. Все эти факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI веке до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углубленные комплексные историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования могут разрешить эту проблему.
|