Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Татары: Предпосылки для создания Сверхдержавы

В Северо Западном Китае, в центральной и западной частях Монголии в обитал племенной союза народа "цзубу". Этот "союз племен", как назвал его Л.Н.Гумилев, или народ "цзубу" - татар, и стал первоосновой державы Чингисхана. "Цзубу" - киданьское наименование татар, потому что это название "цзубу" исчезает вместе с киданями, а на этой же территории живут кереиты, найманы, меркиты, "словно они внезапно обрели историческое значение". "Внезапно" появились в летописях некоторых авторов перечисленные кереиты, найманы, "которые каждое в отдельности имели своего государя и вождя", а также джалаиры, меркиты и другие, "которые в настоящее время называют монголами", и "отдельное от первородных этнических монгол" племя "нехороших татар" именно вместо народа татар ("цзубу").

И "появились" многочисленные "народы и племена" вместо народа татар впервые в летописи Рашид ад Дина, что отметил и академик В.П.Васильев: "появились отдельные самостоятельные народы и племена" вместо народа татар в китайской историографии именно примерно с конца XIV века. Эти этнические группы упоминаются как самостоятельные, и главное, как совершенно отличающиеся от "племени татар".

Но ведь до того, на территориях, где "неожиданно" появились для историков последующих эпох "различные народы и племена", в конце XI - начале XIII веков жил именно народ татары, то есть, тот улус, в котором родился Чингисхан.

И эти татары успешно противостояли еще в XI веке стотысячной армии киданей, и имели уже свои государства в Ганьсу (северо-запад Китая), и в Восточном Туркестане. Не только там, но и западнее, где территория образованного татарами Кимакского государства раскинулась к тому времени от Оби до Волги и от Сырдарьи до сибирской тайги.

Но посмотрим, кто входил в этническое сообщество "великих кочевников" "цзубу", как называли их кидани, или татар, как их называли и продолжали называть китайцы, уйгуры и другие народы.

Это, во-первых, "монголы", то есть, татары, которые только позже, и именно при Чингисхане, станут называться монголами. Они "жили на границе между черными и дикими татарами как переходное звено между теми и другими". То есть, Л.Н.Гумилев дает понять, что "белые, черные и дикие" татары есть и упомянуты древними историками, а "монголов Чингисхана" еще нет.

Вспомним также, что народ, который назывался в то время похожим словом примерно тогда, то есть народ менгу или минву, жили далеко на северо востоке, в низовьях Амура. И они будут истреблены чжурчженями во второй половине XII века, и "никоим образом", как подчеркивает В.П.Васильев, не относились эти менгу к монголам Чингисхана.

Также входили в этническое сообщество татар кереиты. Кереиты относились к "черным татарам". Наиболее вероятно, что "черные татары" - это субэтнос татар "карачин" (карачу, карачы, караца, кара-татар). Из "черных татар", по данным В.П.Васильева, и происходил Чингисхан. Подчинение "природным ханам" обеспечивало "черным татарам" независимость, но не безопасность. Война в степи не прекращалась и вынуждала черных татар жить кучно, в постоянной боевой готовности.

В.П.Васильев так переводит (транскрибирует) название племени кереитов "кэрэ" от татарского слова "кара" ("черный", в переносном смысле "грозный").

Но есть и другое объяснение названия кереитов или кэрэ, тем более что, скорее всего понятие "карачу", включая в себя несколько племен (субэтнических групп) татар, было намного шире понятия "кереиты". Кереиты были христианами несторианами с самого начала XI века и соответственно, символ их веры был крест. "Крест" по татарски и произносится примерно, как "керест". Буква "с" могла затеряться со временем (например, как в английском слове "island"), и не зафиксироваться в уйгурском письме. Например, татары христиане на современном татарском языке называются "керэшен", что тоже происходит от слова "крест" слово "крещен, крещеный".

В отличие от "черных татар", которые составляли субэтнос средневекового татарского народа и так и назывались татарами - "карачы", понятие "дикие и белые" татары было только в лексиконе у китайцев - для обозначения ими татар, проживавших соответственно далеко и близко от Китая. "Белыми татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби, вдоль Китайской стены. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты (потомки шато)". Из "белых татар" был Субухань (князь Субутай). "Белые" татары, в том числе знаменитый полководец Чингисхана Субутай, умели находить общий язык с "высококультурными" китайцами, будучи знакомы с китайской грамотой и основами конфуцианства. Районом локализации онгутов (белых татар), является как раз место первоначального обитания татар после выхода их из Маньчжурии в VII-VIII веках. В тот период они "сообщили свое имя уйгурам" и тюркам шато, и последние "смешались" с татарами", переняв имя и основные свойства этого этноса "татары".

В качестве одного из составляющей "тюрок монгол" племени, "имевшего в отдельности своего государя и вождя", "неожиданно" для историков в бассейне верхнего течения реки Иртыша в XII веке "появятся" найманы, "происхождение и этническая принадлежность которых до сих пор остаются открытым вопросом". А до этого "на месте их будущих кочевий обитал народ тикин, видимо, потомки древних тюрок, укрывавшихся в горах Алтая".

Заметим, в этом районе проживали не только тикин (тюкю). Несомненно, обитали там же, и еще севернее и западнее также и кимаки (йемеки) и татары Махмуда Кашгари. Там были город Камания и Кимакское государство, созданное и управляемое татарами. И ни их государство, ни сам народ никуда, разумеется, до XII века, не исчезли.

А найманы, ближайшие соседи, (а возможно, и часть) народа государства кимаков (йемеков), у арабского историка Ибн ал Асира прямо названы татарами, и предводитель их носит тюркское имя Кучлук. При этом араб не отличает "найманов" от "кимаков", и те, и другие для него единое "большое тюркское племя" татары. Так что, скорее всего, были эти найманы не "отдельным племенем", как уверяют персы и китайцы в своих летописях, а субэтносом средневекового татарского народа, имевшим уже свое государство. По выражению автора "Сборника летописей" Рашид ад Дина, были найманы одним из упоминаемых им "шести татарских племен с государями и войском".

Жили еще в Центральной Азии ойраты и меркиты, но те еще "сидели в горной тайге Саянского хребта" и к "цзубу"-татарам, не будучи жителями степной и лесостепной зоны, скорей всего, не относились. Не относились к татарам также и древние урянхаи и уги на Амуре, равно как и "племена, обитавшие севернее Саянского хребта".

Еще следует сказать, что татары до Чингисхана не создавали единого для всего татарского народа, расселившегося по обширным просторам Евразии, государства, хотя предпосылки к этому у них уже были. Судя по факту локализации на огромных территориях и достаточно развитому уровню материальной и социальной культуры, у татар имелись признаки именно крупного и развитого для своего времени в материально культурном отношении этноса, что и заметили "древние авторы, у которых было представление о суперэтносах".

По этой причине отсутствия у татар единого государства, в рассматриваемое время название "татар" никак не могло стать названием членов политического объединения ("собирательным наименованием племен кочевников"), как это случилось позже с названием "монгол", и с самим названием "татар". Действительно, "этноним татар получил суперэтническое значение" (в смысле политонима) позже, в XIII веке, но именно параллельно и одновременно с названием "монгол" и "тоже по этой же причине", так как был этническим названием народа татар, который положил начало державе монголов и был его связующим этносом.

Кереиты считали себя близкими родственниками "монголов Чингисхана", так первый "зафиксированный историей хан кереитов Буюрук хан Маркуза был из рода "нирунов", соплеменников Чингисхана, то есть из "потомства праматери Алан гоа". Этот факт, то есть родство Чингисхана с кереитами, нельзя было скрыть в "истории монголов". Однако и кереитов в китайской легенде тоже представили "врагами татар". Тем сам факт родства кереитов и "монголов " интереснее.

С начала IX века известно об образовании государств у татар в Восточном Туркестане, на Северо-Западе Китая и в Западной и Центральной Монголии. Этому способствовала почти постоянная агрессия киданей империи Ляо, стимулируя татарских "старшин" объединяться для обороны. В итоге кидане были вынуждены признать их суверенитет, "пожаловав вождю цзубу Уба титул царя".

С уйгурами, "народом торговцев, ремесленников и садоводов" сотрудничество татар было настолько тесным, что они названы в раннесредневековых персидских и восточнотуркестанских источниках частью этих самых тугузугузов (уйгуров). Татары названы также как соседи и союзники уйгуров, а Восточный Туркестан назван "страной токузогузов и татар".

Также в первой части приводились сведения, что в указанных районах располагалось государство татар в IX-XII веках, "известное и китайским дипломатам, и мусульманским купцам": "обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называет "Татарской степью".

Так обширные земли от центральной части Монголии, от гор Иньшань и на север до Байкала, на запад до верховьев Иртыша оказались в сфере обитания средневековых татар, которым и принадлежала гегемония на этой территории. С юга соседями были дружественные уйгуры, с запада - тюрки канглы, которые были подданными Хорезма. С востока и с юго востока соседями были чжурчжени (империя Цзинь, в другой транскрипцией Кинь), пришедшие на смену киданям также в качестве правителей Северных китайцев. На северо-запад располагалось государство кимаков, которому были подвластны территории до Волги.

И самое важное: ареал обитания татар совпадает с древним Великим шелковым путем из Китая в Среднюю Азию и далее в Европу на Русь и Кавказ, эти пути проходили через "страну тогузогузов (уйгуров) и татар" (Восточный Туркестан и Северный Китай, а также по территории Кимакского государства).

Сотрудничество уйгуров с татарами прослеживается отчетливо с VIII-IX веков. К началу X века уйгуры, "частью которых" были татары, создают "небольшое, но крепкое княжество, включавшее кроме Бишбалыка и Турфанского оазиса Кучу, северный берег озера Лобнор и Джунгарию до р. Манаса", "из которого и выросла средневековая Уйгурия". Это была страна "купцов, ремесленников и садоводов", с развитым законодательством (на уровне римского права), здесь же переводились шедевры мировой литературы всех народов, а также произведения богословской литературы мировых вероисповеданий.

И именно по этой стране "уйгуров и татар" и проходили оживленные торговые пути, находившееся под гегемонией татар уже к XII веку. Именно по этим торговым путям, которые шли по Великой Степи, из Китая в Среднюю Азию шел постоянно самый дорогой товар - шелк, стоимость которого была равна стоимости золота. И был этот товар очень и очень востребованным, спрос был на него постоянным повсюду.

Очевидно, что в Великой Степи был полный простор для процветания различных разбойничьих формирований либо же просто аборигенов, желающих поживиться, ограбив купцов. Поэтому купцы, естественно, нуждались в защите от нападений. Защиту торговых караванов предоставляли татары, которым "принадлежала гегемония в Степи", чьи владения простирались "от верхней Оби до Нижней Волги и от низовий Сыр Дарьи до сибирской тайги".

Скорее всего, и государство татар в Восточном Туркестане и Северном Китае, и государство кимаков-татар усилились и расширили свои владения именно вследствие контроля за транспортировкой шелка: охраны и сопровождения караванов, сбора проездных пошлин в оплату за обеспечение безопасности. Ведь для этой службы нужны были выносливые, мужественные, и, главное, дисциплинированные люди, к тому же с чувством огромной ответственности за порученное дело. Эти люди, охраняющие и сопровождающие караваны, должны были иметь отличную боевую выучку и хорошее вооружение, ведь им постоянно приходилось иметь дело с превосходящими силами противника (редко какой разбойник нападет на жертву, не убедившись, пусть и ошибочно, в превосходстве своих сил).

Таким образом, распространение древних и средневековых татар, их расселение и создание их государств происходило, в основном, вдоль караванных путей X-XII веков.

Росло военное и организационное мастерство руководителей отрядов сопровождения и самих татарских батуров в ходе осуществления охраны караванов. Согласование действий с представителями сопредельных государств, и в целом решение задач, связанных с безопасностью торговых путей способствовали развитию дипломатии, распространению научных знаний (географии, языкознания, письменности и т. п.). И наличие торговых путей, и деятельность на них способствовали совершенствованию торгового ремесла среди татар и формированию среди них сословия купцов.

Таким образом, к XII веку возникли определенные предпосылки для создания империи средневековых татар, причиной чему, в совокупности с природными условиями (наличие обширных степей, богатых травой и водой, островами леса) были также особенности становления данного этноса и некоторые географические, общественно экономические и политические условия:

Великая Степь, которую осваивали татары с VII-VIII веков, продвигаясь все дальше на запад и северо-запад от гор Иньшань, была тогда практически не заселена. Очень редкое население Степи состояло из разрозненных тюркских кочевых племен, занимающихся в основном натуральным скотоводческим хозяйством.

"Чрезвычайное величие и почетное положение" среди кочевого населения степи и звания "великих кочевников" у оседлых соседей средневековые татары заслужили не только многочисленностью и не "жестокостью и коварством", которые им приписывают средневековые китайцы и персы в своих легендах летописях, а высоким уровнем своей материальной культуры и организации. То есть способностью к производству железных и медных изделий, к хлебопашеству, к строительству городов - "постоянных обиталищ", к высокой организации войсковых операций по отражению вторжений киданей и китайцев в Степь.

В местах оседлого проживания татар возникали города, и образовывались государства. Но строительство городов и организация государств татарами ранее конца XIII века ни в коем случае не допускается официальной наукой, как и принадлежность средневековым татарам других объектов материальной культуры, следы которых обнаруживаются во множестве. Создание их приписано безликим неопределенным "бесследно исчезнувшим тюркским племенам", почему-то не оставившим никаких потомков, признающих их за предков. Подобно тому, как собирательное название (политоним) упомянутых кимаков объявили "этническим названием тюркского племени, не оставивших потомков".

Но несомненно, татар знали везде и до Чингисхана именно как "тюркские племена". Так что тому, что "маленький бедный народ за полвека покорил пол мира", есть объяснение, если изучить сведения из серьезных исторических источников и внимательно их проанализировать. Достаточно признать за истину, что этот народ не был "маленьким, бедным и отсталым", и не обладал некоторыми другими существенными недостатками, которые ему приписывают европоцентристы, повторяющие догмы "истории монголов", сочиненной персами и китайцами.


Оглавление:

  • Вступление
  • Народ, "потерянный" историками
  • Миф об этносе "древних монголов"
  • Язык "древних монголов"
  • Антропологический образ "древних монголов"
  • Территория распространения татар
  • Материальная культура татар Чингисхана
  • Религия татар
  • "Тайная" и "Официальная" история
  • Предпосылки для создания Сверхдержавы
  • Происхождение и жизнь Чингисхана
  • Становление Империи
  • Государственная политика и право
  • Вторжение в мусульманский мир
  • Первый "западный" поход
  • Русь и Орда
  • Миф о завоевании Руси
  • Защитники русской земли
  • Россия - преемница Державы монголов
  • В составе России

    © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы книги Г.Р.Еникеева "Корона Ордынской империи", книг Л.Н.Гумилева "В поисках вымышленного царства" и "Древняя Русь и Великая степь"




  • Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 3803