Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.03.2020

Скифы: Скифский мир

В первые века I тысячелетия до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Дуная до Монголии идет процесс постепенного усиления засушливости. В результате, господствовавшая ранее на этих территориях скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание оседлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот хозяйственно-культурный тип предполагает разведение лошадей, мелкого и крупного рогатого скота, мясную и молочную пищу в качестве основы питания, отсутствие долговременных поселений, мобильную жизнь в переносных шатрах или кибитках, дающую возможность масштабных и быстрых перемещений.

В конце VIII - начале VII века до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Дуная до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своем многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой "скифский мир".

Западная граница расселения скифов постоянно менялась, территория их расселения включала в разное время области между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, до Приднестровья и частично до Буга. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III веков до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, а также на север.

Собственно "историческим" скифам, то есть скифам, известным по древнейшим письменным источникам, а также тесно связанным с ними племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала - Северное Причерноморье и частично Северный Кавказ.

К востоку от Дона располагалась территория "савроматской" археологической культуры. В археологическом отношении савроматы, жившие, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, составляли лишь часть более крупного объединения племен с определенными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола.

Среднеазиатские (Приаралье, Семиречье, Памир, Тянь-Шань) и центрально-казахстанские памятники скифо-сибирского типа так или иначе связаны с известными по древнеперсидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами.

На территории Южной Сибири находились культуры скифо-сибирского типа. В горных долинах Алтая (Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато) жил народ, известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск-Ачинск-Мариинск располагалась территория татарской культуры - наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры.

Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура Ордос в Восточной Азии.

Сложно сказать, было ли становление скифской культуры на столь громадной территории в относительно небольшие временные рамки следствием миграционных процессов, связанных с изменением климата, как следствие, поиском и расширением мест проживания, что стало возможным с переходом к кочевому животноводству. Это возможно, учитывая, что степные территории юга Сибири, Казахстана и севера Каспия и в настоящее не обладают высокой плотностью населения, и кочевники могли в короткие сроки практически беспрепятственно расселиться на огромной территории.

Существуют споры относительно того, проходило ли распространение скифской культуры с запада на восток или с востока на запад.

Сторонники "западной экспансии" приводят ничем не подтвержденные доводы, что западная цивилизация (естественно!) была более прогрессивной, способной поглотить восточные культуры с их примитивными формами хозяйствования. Обращаясь к генетике, они утверждают, что предки славян, носители гаплогруппы R1a (славянский, иногда называемый "арийский" ген), передавая свой язык и культуру, из степей Восточной Европы дошли до Саяно-Алтая, оставив след в генофонде алтайских народов, киргизов и таджиков, и даже проникли в Индию. При этом совершенно забывается о якобы "ираноязычности" скифских народов. Откуда в Европе вдруг взялись индо-иранские языки? Вывод кажется очевидным: не иначе, расселение человека по Евразии, включая Индию и Китай, шло из Европы...

В пользу восточной версии говорит, например, факт, что скифы имели более совершенное оружие, пользовались уздой, не известной в те времена в Европе, сражались на конях, что было необычным для тех же греков. Некоторые исследователи в этой связи находят в скифах-наездниках прообраз кентавров древнегреческих мифов.

Наконец, данные генетиков показывают, что свои варианты мтДНК алтайцы (пазырыкцы) железного века унаследовали от своих предшественников бронзового века или от еще более ранних. Хотя все эти варианты имеют в целом кроманьольское происхождение. Однако процент носителей уже упомянутого гена R1a среди коренных алтайцев и хакасов намного выше, чем у русских, белорусов или украинцев. Таким образом, по мнению испанских специалистов из Независимого Университета Барселоны и Института эволюционной биологии в Барселоне, проводивших анализ ДПК скифских останков Саяно-Алтая, миграция скифов происходила именно с востока на запад.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы: А.И.Мартынов "Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)", А.В.Галкин "Русские не Славяне"


Связанные статьи:



Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 3584