Сибирские скифы: кто они?
Многие в последнее время пишут о скифах, об их происхождении, национальной принадлежности и языке. Однако большинство ограничивается надерганными описаниями Геродота, зачем-то приплетают Геракла. И на основании этого делают вывод, что скифы вообще зародились в Греции, а оттуда с войсками Александра Македонского расселились по Евразии.
Позвольте и мне вставить свои несколько слов на эту тему.
Национальность скифов
Скифский мир занимал огромные территории Великой степи от Енисея на востоке до Дуная на западе, растянувшись почти на 4 тысячи километров. Учитывая достаточно низкую плотность населения в I тысячелетии до н.э. в целом и в степи в частности, то говорить о единой народности скифов нельзя.
Любая древняя, да и все последующие империи, хоть и были в общем монокультурными, но представляли собой полиэтничный "коктейль", в котором отдельные этнические группы локализовались преимущественно в отдельных областях.
То же самое в полной мере относится и к скифскому миру. При движении с востока на запад при сохранении общей европеоидности наблюдается снижение доли брахикрании и постепенный рост доли долихокрании. Простыми словами, наблюдается снижение монголоидных признаков вплоть до практически полного их отсутствия на западе.
То есть скифские племена были разнообразны по антропологическим типам и, следовательно, имели разное этническое происхождение.
Однако нельзя говорить о выраженной дифференциации населения с исключительной локализацией разных антропологических групп в определенной области. Так в могильниках в Приднестровье обнаруживаются скелеты с выраженными монголоидными признаками, а в тувинских захоронениях – с полным их отсутствием.
Последнее с большей убедительностью указывают не на миграции, а смешение населения, скорее всего, через брачные связи и, вероятнее всего, по женской линии.
В целом же формирование народов, входящих в скифский мир, генетически основывалось на автохтонном элементе срубной и андроновской культур бронзового века. Привнесенные вследствие миграций и смешения "пришлый" элемент на общем фоне выглядит незначительным.
Язык скифов
Многие авторы пишут, что скифы были ираноязычными. Но как же так, если они были потомками Геракла?
Принимая полиэтничность скифской культурной общности, о едином языке скифов, вероятнее всего, говорить также не приходится. Но, учитывая схожесть культур, вероятно, все же правомерно говорить о схожих диалектах единого языка.
Вообще, многие ученые склоняются к гипотезе отсутствия в прошлом единого праязыка с его последующим дроблением на диалекты с постепенным выделением самостоятельных языков. Вместо единого праязыка, из которого выделялись другие, они предполагают формирование в различных областях своих языков, их взаимопроникновение, заимствования на стыке контактов различных групп вплоть до полного непонимания с ростом расстояния.
Однако принадлежали ли диалекты скифских языков, как пишут, иранской языковой группе? С уверенностью почти 100% - нет! Иранские языки распространены на Ближнем Востоке и в Средней Азии, намного южнее Великой Степи, занимаемой скифами. К ним относятся персидский язык, курдский, белуджский, таджикский, пушту языки и ряд других.
Что же касается территории, ранее занимаемой скифским миром, здесь в очень короткий хронологический период, буквально за несколько веков, сформировались тюркоязычные народности. Это относится, в первую очередь, к таким территориям как Алтай, Минусинская низменность, Тува, Казахстан, Уйгурия.
Конечно, распространению и унификации тюркских языков в конце I тысячелетия до н.э. во многом поспособствовали хунну, чей язык относится к тюркской языковой семье алтайских языков. Безусловно, это так.
Но, допустив ираноязычность скифов, полное вытеснение иранских языков тюркскими всего за 400 лет, из которых, как минимум, 100 лет приходится на упадок империи хунну, представляется невероятным.
На неираноязычность скифов указывает и различие культурных традиций, наиболее ярко прослеживаемое в погребальных обрядах. Погребальные обряды, как определенный маркер, в целом схож как внутри ираноязычных общностей, так и среди, например, финно-угорских или славянских. Однако погребальные обряды скифского мира разительно отличается от присущего иранцам, индийцам и любому другому евразийскому народу.
Таким образом, язык скифов представлял собой, что наиболее вероятно, различные диалекты пратюркских языков и имеет общее с языками иранской языковой группы лишь на уровне заимствований.
Культура скифов
Культура скифов выделяется по ряду признаков, присущих так называемой "скифской триаде": элементах вооружения, конской упряжи и "звериного" стиля искусстве.
Очевидно, эти составляющие не могли возникнуть на такой огромной территории одновременно, но независимо друг от друга.
Но они не могли распространиться и за счет постоянных миграций, "перемешивания" населения, приносивших на новое место проживания уже привычные им предметы быта и вооружения. Почему нет? Во-первых, надо перестать считать кочевников каким-то сбродом, постоянно хаотично перемещающимся по степи со своими стадами. Отгонное скотоводство предполагает лишь незначительные сезонные миграции в рамках относительно небольших территорий. На это же указывает и антропологическая неоднородность, подтверждающая относительную изолированность различных групп.
Изначально считалось, что скифские культурные традиции зародились в Причерноморье, откуда были распространены на восток, на территории Казахстана и южной Сибири. Однако археологические находки в Туве и на Алтае убедительно доказывают не только их большую древность, чем у причерноморских скифов, но и их автохтонность и генетическую приемственность с предыдущими культурами Западной Сибири. Не случайно в научном обороте все чаще встречается несколько измененный термин "скифо-сибирская триада", указывающий на генетические корни сибирских скифов в андроновцах Тувы, Алтая и Минусы.
Таким образом, ученые склоняются к гипотезе, что скифские традиции, основанные на культуре кочевого животноводства, зародились на юге Сибири. Отсюда, благодаря внутригрупповому смешению, как правило, на уровне брачных связей, метизации с соседними группами, они распространились на смежные территории Казахстана и Причерноморье.
Схожие по своему быту и условиям жизни жители этой степной части Евразии могли быстро перенять не только более эффективные элементы вооружения и конского снаряжения, но элементы культуры в виде "звериного" стиля.
Закат скифского мира
Просуществовав не более 4-5 веков, с III века до н.э начинается закат скифского мира.
В азиатской части Евразии это обусловлено расцветом империи хунну, разгромившей племенной союз юэчжей, которые в целом связываются со скифскими народами южной Сибири.
Несколько иначе прекратила существование культура тагарцев в Минусе. Вследствие все той же экспансии хунну на их территории пришли новые народы, которыми тагарское население было подчинено или частично вытеснено на запад.
Так практически синхронно закончилась история пазырыкской культуры на Алтае, уюкской в Туве и тагарской в Минусе.
Территории саков Семиречья напрямую хуннская экспансия не затронула. Но из-за притока большого количества мигрантов с востока, прежде всего юэчжей, саки вынуждены были покинуть казахские степи и переселиться на юг, в Фергану и Согдиану.
Наконец, причерноморские скифы пали под натиском родственных им сарматов. Окончательно скифы исчезли с мировой арены в III веке в результате войны с готами.
Потомки скифов
Очевидно, скифы не исчезли с этнической карты Евразии. Очевидно, они не были полностью истреблены.
Говоря о погребальных обрядах, они совершенно четко прослеживаются в последующей культуре древних тюрков. Это позволяет уверенно говорить о генетической преемственности древних тюрков от сибирских скифов.
Одно же можно утверждать точно: культурное и генетическое наследие скифов не пропало и сыграло значительную роль в формировании многих современных народов Евразии.
Поэтому их генетический след может быть найден как у исчезнувших народов, населяющих соответствующие территории (тюрков, хазаров, печенегов), так и ныне существующих народов (тувинцев, алтайцев, казахов, хакасов, киргизов, уйгуров и многих других).
|