На каком языке говорили сибирские скифы
Про скифов написано очень много, про сибирских скифов написано намного меньше. Но вопрос, который всегда остается за рамками рассмотрения, на каком языке говорили скифы. В этой статье я хочу более подробно остановиться на вопросе языковой принадлежности сибирских скифов.
Сразу оговорюсь, что я не собираюсь замахиваться на европейскую Причерноморскую Скифию. Я буду опять рассматривать исключительно сибирских скифов, проживавших на территориях современных Казахстана, Монголии, Синьцзяна и Саяно-Алтая. Дело в том, что такая обширная территория от Причерноморья до Байкала не могла быть моноэтничной, и говорить в этом случае о каком-то едином языке нельзя.
Язык сибирских скифов был индоевропейским
Очень часто приходится слышать такую версию.
Это слишком широкое понятие. Под понятие индоевропейских языков попадает множество языков Евразии, за исключением, быть может, языков Юго-Восточной Азии. Любой язык от германской, романской, славянской, уральской, персидской, алтайской языковой семьи до десятка языковых групп только в одной Индии, практически любой из представленных на просторах Евразии в ассортименте языков в той или иной степени можно притянуть в индоевропейскую языковую сумью.
Поэтому за термином "индоевропейские языки" может скрываться нежелание авторов разбираться в этом вопросе, признавая лишь евразийское происхождение народов в широком смысле.
Нельзя отрицать это утверждение, но, увы, принятие факта "индоевропейскости" сибирских скифов, не дает ответ ни на один вопрос.
Язык сибирских скифов был иранским
Сторонники этой версии указывают, что эти ныне мертвые так называемые скифо-сарматские языки иранской языковой группы индоиранской ветви индоевропейских языковой семьи откололись от основной группы в конце I тысячелетия до н.э. и охватывали территории от Причерноморья на западе до Казахстана на востоке, включая последний, гранича с областью тюркских языков, на севере граничили с областью распространения уральских языков, на юге - с персидской группой, а на юго-востоке, включая Хорезм и Согдиану, доходили до границ современной Индии.
Удобная позиция: язык мертвый, поэтому его ареал недоказуем. Но не слишком ли обширная территория попадает в ареал распространения мертвого языка?
Если смотреть на карту, как ее приводит Википедия, ареал распространения скифо-сарматских языков, ограничиваясь интересующей нас областью Казахстана, Синьцзяна и Саяно-Алтая, включал Казахстан, Барабу, Хорезм и Соглиану, но не распространялся на Тянь-Шань и Саяно-Алтай. Согласен, Википедия - не великий аргумент, но в целях последующих выводов, ее достаточно.
Хорезм и Согдиана - это современный Узбекистан и Таджикистан. Там не было скифов! В скифское время эти территории входили в состав персидской империи Ахеменидов.
А вот в Казахстане, Минусе, Саяно-Алтае, Тянь-Шане, Синьцзяне и Монголии скифы были. Первые назывались саками и практически до идентичности по погребальным обрядам роднились с пазырыкцами Алтая и Монголии, уюкцами Тувы, которых вместе часто относят к северной ветви юэчжей.
Таким образом, если принимать эту версию, скифы-саки Семиречья и Барабы, родственные по обрядам со скифами Саяно-Алтая, имели разный с ними язык, но единый с согдийцами, которые скифами не были. Странно, не так ли?
Такая ситуация, в принципе, может быть допустима для территории северного Причерноморья, имеющего более широкие связи как с Кавказом, так и с Ближним Востоком. Вероятно, язык причерноморских скифов и был какой-то ветвью иранского языка. Но применительно к территории юга Сибири такое допущение неприемлемо.
Поэтому придется указанные территории Казахстана и Барабы исключить из ареала распространения иранских языков.
Язык сибирских скифов был "алтайским"
Я взял "алтайским" в кавычки, показывая лишь принадлежность языка скифов к алтайской языковой семье, куда входят тюркская, монгольская и тунгусо-маньчжурская языковые ветви.
Последнюю тунгусо-маньчжурскую ветвь мы сразу исключаем, так как она входит в алтайскую языковую семью лишь условно и на территории Сибири, северного Китая и дальнего Востока распространена лишь у эвенков и ряда немногочисленных народов Дальнего Востока. Территории же скифо-сибирского мира никогда не находились под влиянием маньчжуров.
Так, учитывая автохтонность развития южно-сибирского населения в более широком смысле границ Южной Сибири, язык сибирских скифов мог быть только пратюркским либо прамонгольским. Рассмотрим обе эти версии.
Первые документально подтвержденные сведения о народах Южной Сибири, Казахстана и Синьцзяна появляются в китайских хрониках в связи с расцветом империи хунну в конце III века до н.э. До этих пор они упоминаются лишь вскользь под общим собирательным именем юэчжей на северо-западе от Китая и динлинов на севере. В персидских летописях они упоминаются как саки-тиграхауда или саки-парасугудам. Последний этноним дает более четкое представление в переводе "за Согдианой". Саки также могут быть отождествлены с массагетами античных авторов.
Во II веке до н.э. юэчжи и динлины (в современной терминологии скифы Саяно-Алтая и Минусы) были разбиты хуннами. Оставим пока дискуссионную современную классификацию языка хунну как языка тюркской языковой семьи алтайских языков и обратимся к материальным фактам. На китайских рисунках встречаются изображения хуннов. В них примечателен факт, то их халаты запахивались налево, что свойственно и современным тюркским народам, в то время как монгольский (дунхуско-сяньбийский) халат запахивается направо. Халаты с запахом налево обнаруживаются и в хуннских захоронениях, в частности, в могильнике Ноин-Ула в северной Монголии. И хотя принадлежность языка хунну является дискуссионной, этот факт в большей мере говорит в пользу их пратюркаязычии, чем прамонголоязычии.
В IV веке н.э. в ходе продолжительной войны жужани в союзе с сяньби разбили хуннов, образовав древнемонгольское государство Жужаньский каганат. Рассматривая крой халата как определенный маркер можно говорить о прамонголоязычии жужаней.
Но уже в середине VI века на смену Жужаньскому приходит Тюркский каганат, вернувший традиционный для этой местности, как можно утверждать, крой халата с запахом налево. К слову, изображениям монголов Чингисхана в ранних китайских источниках все также присущи халаты с запахом налево. Но в поздних изображениях, сделанных после смерти Чингисхана, например, хранящийся в национальном музее дворца Тайбэй в Тайване, Чингисхан изображается в халате с запахом направо. Однако, согласно исследованиям, ткань, на которой сделан портрет, соткана, накрахмалена и окаймлена лишь в середине XVIII века! Но сейчас речь не о этнической принадлежности Чингисхана, а скифов.
И здесь примечательно то, что пазырыкская плечевая одежда также носилась с запахом налево. Такая одежда достаточно хорошо сохранилась в курганах пазырыкского времени на Алтае благодаря вечной мерзлоте и сейчас экспонируется в Эрмитаже. В курганах андроновской эпохи одежда сохранилась достаточно фрагментарно, но и в них запах обнаруженной наплечной одежды, если она не надевалась через голову, осуществлялся налево.
Что говорит ДНК-генеалогия
Что касается формирования языков в принципе, то здесь существует 2 противоположные версии. Первая говорит о распаде единого протоязыка на массу диалектов, а вторая о территориальном формировании языков и их взаимопроникновение на уровне заимствований на стыке территорий.
Версия о распаде некогда единого индоевропейского протоязыка объясняется большим количеством схожих слов в разных языках. Однако многие исследователи объясняют их наличие заимствованиями.
Версия территориального формирования языков также объясняет схожесть слов в разных языках заимствованиями на границах территорий, необходимыми для понимания друг друга. Но если на границах происходило взаимопроникновение и смешение языков, то различия языков по мере увеличения расстояния доходило до полного непонимания.
Ученые пока не могут сами определиться, какая версия формирования языков правильная, поэтому я тоже не буду делать поспешные выводы. Однако и та, и другая версия имеют в основе распространение языков вследствие миграций населения.
Вот рассмотрением этих миграций мы и займемся, опираясь на метод ДНК-генеалогии и данные, приводимые на их анализе профессором А.А.Клесовым.
Гаплогруппа R образовалась в Южной Сибири 30-35 тысяч лет назад в результате мутации из гаплогруппы P (условно, K2b2). 22-23 тысячи лет назад R1 разделилась на гаплогруппы R1a и R1b. Первая распространилась по югу Сибири до Прибайкалья, а вторая ушла в Европу.
В результате мутаций примерно 5,5 тысяч лет назад в Южной Сибири образовалась так называемая арийская гаплогруппа R1a-Z645. Если предшествующую ей R1a-M417 с некоторыми оговорками можно связать с афанасьевской археологической культурой, то R1a-Z645 - с андроновской, а последующие R1a-Z2124 и ниже – с карасукской культурой и сибирскими скифами.
Как мы видим, сложение этих субкладов произошло не ранее V-IV тысячелетия до н.э., куда ученые относят сложение языков.
А теперь сравним.
R1a в Сибири встречается еще в каменном веке (стоянка Мальта в Приангарье, 22800 лет назад, стоянка Афонтова гора у Красноярска, 18300 лет). Можно ли говорить, что 35 тысяч лет назад выходцы из Передней Азии, носители гаплогруппы R принесли в Сибирь иранский или индоевропейский язык? Очевидно, нет.
Со сложением андроновской культуры и последующей карасукской в Средней Азии обозначается четкая граница гаплотипов сибирского R1a и персидского G. Длившиеся вплоть до крушения империи Ахеменидов войны, не выходившие севернее территорий современных Таджикистана и Узбекистана, препятствовали миграциям ираноязычного населения на север. Не знает о таких миграциях и ДНК-генеология.
Не знает ДНК-генеология и о массовых миграциях в Южную Сибирь из Китая. Молчит она о миграциях праславян из Русской равнины. Исключает ДНК-генеалогия происхождение сибирской андроновской культуры (R1a) от уральской ямной (R1b). Не подтверждается миграция носителей R1b на восток.
Однако ДНК-генеалогия знает о миграции ариев, носителей гаплогруппы R1a-L657 из Южной Сибири, вероятно через Согдиану и Бактрию, на север Индии, а оттуда на территории современных Афганистана и Ирана. Знает ДНК-генеалогия о миграции R1a-Z283 из Сибири на Русскую равнину.
Поэтому говорить о славяноязычии, ираноязычии или индоязычии сибирского населения не приходится. Если уж на то пошло, то уместнее в этом случае объяснять наличие похожих слов в санскрите и у тюркских народов, потомков древнего населения Сибири, заимствованиями в санскрит из их языка, а не наоборот.
На каком языке говорили сибирские скифы
Хотя ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможном, большинство фактов говорит в пользу того, что пратюркские традиции начали складываться на юге западной Сибири и Казахстана задолго до скифского времени.
Что же касается языка сибирских скифов, материальные находки из захоронений не позволяют отнести их культуру, а вместе с ней и языковые традиции, ни к иранскому, ни монгольскому типу. Учитывая же автохтонность и изолированность развития южно-сибирского населения, по крайней мере, до конца I тысячелетия до н.э., можно с большой уверенностью утверждать, что сибирские скифы являлись носителями орхоно-енисейского пратюркского языка, на основе которого в последствии развились современные языки: хакасский, алтайские языки (здесь уже в смысле территориальной принадлежности), тувинский, казахский, уйгурский...
|