Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Откуда киргизы пришли на Тянь-Шань, что их связывает с енисейскими кыргызами

Принято считать, что прародина киргизов находится далеко на северо-востоке в среднем течении Енисея, в Минусинской низменности. Действительно, современный этноним "хакас" имеет древний корень "кыргыз". Но какая связь между енисейскими хакасами, часто неверно отождествляемыми с динлинами, и тянь-шаньскими киргизами?

Начну с далекой древности.

Авторство самого этнонима "кыргыз" принадлежит китайцам, и за 2 тысячелетия он претерпел несколько ряд трансформаций: гяогюй-кыргыз-хягяз.

Генетически и енисейские хакасы, и тянь-шаньские киргизы являются потомками автохтонного неолитического населения, проживавшего на территории юга Западной Сибири и Казахстана в III-II тысячелетии до н.э., связываемого с андроновской культурой. Андроновцы имели европеоидный антропологический тип. При этом параллели с носителями южно-уральской ямной культурой выглядят неубедительно. Различие в погребальных обрядах и генетический материал (без конкретизации гаплогрупп R1a у палеосибирского населения и R1b у населения Южного Урала) выступают против их преемственности. Таким образом, андроновцы принадлежали палеоевропейскому или кроманьонскому типу, отделившегося от основной европейской ветви еще в каменном веке.

К палеосибирскому европеоидному типу следует отнести и упоминаемые Сыма Цянем в "Исторические записках" (Ши Цзи) племена жун и ди. Вытесненные китайцами, как пишет Сыма Цянь, на запад от Хуанхэ, между реками Иньшуй и Лошуй (современная провинция Шэньси), жуны и ди, очевидно, попали не на пустое место, а смешались с местным населением, заложив базу пратюркского субстрата. Тогда же они стали именоваться чи-ди и бай-ди.

Примерно к тому же времени относится миграция в Минусу населения из Северного Казахстана и Барабы, связываемого с окуневской культурой бронзового века. Но окуневская культура не получила широкого распространения, существуя параллельно с андроновской. И именно андроновская культура под влиянием мигрантов с юга трансформировалась в карасукскую.

Под мигрантами с юга здесь явно видятся вытесненные со своих мест племена чи-ди, к середине I тысячелетия до н.э. расселившиеся на огромных пространствах от восточного Казахстана до Прибайкалья, включая Саяно-Алтай и Минусу.

На долгое время чи-ди и бай-ди теряются из китайских летописей. Вновь они упоминаются уже в хуннское время (2 половина I тысячелетия до н.э.). Однако к этому времени вновь происходит смена этнических имен. Ученые связывают юэчжей с потомками бай-ди (белые ди), прателесские племена ди-ли (динлины) - с потомками чи-ди (красные ди), третий упоминаемый китайскими хрониками народ бома – с усунями.

Ди-ли или динлины в целом же связываются не только и даже не столько с тагарским населением Минусы, но и другими культурами южносибирского скифского круга такими как уюкская в Туве, пазырыкская на Алтае, сакская в Казахстане. Собственно динлины жили от северной окраины Гоби до северных предгорий Саяно-Алтая. Массовое проникновение динлинов в Минусу приходится на хуннское время, что проявляется в трансформации тагарской культуры в таштыкскую.

Сымя Цянь писал, что хунну на севере подчинили племена хуньюй, цюпшэ, динлин, гэкунь и синьли. В этих словах многие видят указание на динлинов в Минусе. Однако он не конкретизирует, насколько далеко на севере. Археологический же материал по всей Южной Сибири показывает, что нельзя отождествлять с динлинами исключительно среднеенисейские народы. Так генетический материал указывает на родство правящей верхушки Минусы (Салбыкские курганы) и Тувы (Долина Царей) с доминированием последней. Поэтому правильно было бы говорить не о том, что динлинское влияние выходило за рамки Минусы, а что Минуса входила в ареал динлинского вляния. Подробнее о сложении и истории динлинов написано в статье "Динлины - европеоидная раса в самом сердце Азии ".

В конце I тысячелетия до н.э. под натиском хунну скифо-сибирские культуры прекратили существование. Что касается ди-ли. Часть из них ушла на север в Минусу, где, смешавшись с местным тагарским населением, стала носителями таштыкской культуры. Другая часть, вероятно вместе с усунями, отошла на запад, где после падения Юэбани создала в центральном Тянь-Шане свое государство Гаогюй и стала известна как гаогюйские динлины. Эти события могут быть связаны с усилением государства эфталитов на юге и Жужани на востоке, в результате чего государство Уйсунь распалось, усуни вынуждены были отойти на запад, а входившие в состав Уйсуни гэгуни создали свое государство в центральном Тянь-Шане.

И вот здесь впервые возникает этноним "кыргыз" в форме "гэгунь" ("гаогюй"). Вспомним, что хунну на севере подчинили племена, в том числе, гэкунь. И именно это племя, а не динлины в широком смысле или узком понимании минусинских динлинов, дало имя "кыргыз". Скорее всего, древние носители этого имени пришли на Тянь-Шань с Енисея. Но, существенно, не Среднего Енисея (Минусы), а Верхнего Енисея (Тувы), где проживали гэкуни, входившие в динлинский ареал. Также следует отметить временной промежуток почти в 500 лет между приходом усуней в Семиречье (II век до н.э.) и образованием Гаогюя (V век н.э.). Еще хочу отметить временной интервал почти в 400 лет между появлением этнонима кыргыз (гаогюй) и образованием Кыргызского каганата (840 год), с которым и связывают переселение кыргызов с Минусы на Тянь-Шань - не бывает, чтобы название народа появилось раньше самого народа.

Таким образом, этноним "кыргыз" появляется не раньше в IV века, однако появляется он не в Минусе, а, что важно, в предгорьях Тянь-Шаня.

Как мы видим, четко прослеживается последовательность: жун-ди -> чи-ди -> ди-ли (динлины) -> теле. Однако китайцы с образованием Тюрского каганата отказываются от термина "гэгунь" ("гаогюй") и называют жителей Восточного Казахстана, Саяно-Алтая, Синьцзяна и Монголии собирательным этнонимом "теле", но енисейских динлинов они с завидным постоянством продолжают называть "кыргызы" в вариации "хягяз".

Что же касается утверждения, будто енисейские кыргызы мигрировали из Минусы на Тянь-Шань. Здесь существует значительное расхождение в датировках. По одной версии, это произошло во времена Монгольской империи (в XIV-XV веке), по другой – во времена Ойратского (Джунгарского) ханства (в XVIII веке). Однако нет никаких источников, подтверждающих переселение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань ни в домонгольское, ни в монгольское время, к слову, для такого переселения тогда не было и никаких исторических предпосылок. Лишь в начале XVIII века, в 1703 году, джунгарский хан Цэван-Рабдан, опасаясь захвата Минусы Циньским Китаем или Россией, переселил своих подданных кыргызов из Минусы на юг. По оценкам, тогда было переселено порядка 15-20 тысяч человек. Однако переселенные кыргызы не были переселены на территорию современной Киргизии, а распределены по всей территории Джунгарии, преимущественно вдоль границ для их защиты. Вообще, такая крупная миграция обязательно нашла бы отражение в тех же китайских или персидских источниках. Но ни один источник не указывает на такое переселение. Не подтверждается эта миграция и археологическими материалами. Нет подтверждения миграции или принудительного переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань ни в тюркский, ни в домонгольский период, ни в монгольский, ни в послемонгольский, нет их ни в Российской, ни в Советской истории.

Таким образом, кыргызы на Тянь-Шань ни откуда не пришли, они попросту оттуда не уходили. История кыргызов восходит ко II тысячелетию до н.э., когда Енисей и Тянь-Шань входили в единую этнокультурную андроновскую общность. Это этнокультурное единство было разорвано вторжением хуннов. С этим временем и связано разделение прателесских предков киргизов на две ветви: "тянь-шаньскую" и "енисейскую". При том, что никогда связи двух регионов не прерывались, нет никаких подтверждений переселения или миграций ни в ту, ни в другую сторону, ни в эпосе, ни в археологическом материале. Исключение составляет миграция племени гэкунь в составе усуней во II веке до н.э. Но в виду малочисленности даже по сравнению с принявшими их усунями, этот народ мог принести на Тянь-Шань лишь свое имя, но не гены.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 586