Юэчжи - самые восточные скифы
В I тысячелетии до н.э. на территории Центральной Азии проживал один из самых могущественных народов региона, известных из китайских хроник как юэчжи.
Ряд исследователей связывает юэчжей и усунями, которые, в свою очередь, отождествляются с исседонами античных хроник. Однако это утверждение противоречит ареалу проживания усуней и юэчжей. Усуни занимали территории Семиречья и север Синцзяна, а юэчжи проживали в Ганьсу, центральной и восточной частях Синьцзяна, Центральной Монголии на востоке и Алтае на севере.
О происхождении юэчжей доподлинно ничего не известно. Ученые показали наличие у них преобладающей Y-хромосомной гаплогруппы R1a-Z93, что роднит их с прочими народами Южной Сибири и Казахстана, входящих в единый скифский сако-массагетский ареал. На принадлежность юэчжей к скифо-сибирскому миру указывает и их погребальный обряд в подкурганных захоронениях, резко отличающийся как от западного ирано-персидского обряда, так и восточного тунгусо-маньчжурского.
Внешний облик юэчжей описан Сыма Цянем. Он указывает, что юэчжи имели высокий рост, светлые волосы и голубые глаза. В принципе, так он описывал не только конкретно юэчжей, но и всех скифов. Аналогичные антропологические признаки обнаруживаются и у найденных в пустыне Такла-Макан таримских мумиях, которых ученые осторожно относят к юэчжам.
Однако погребальный инвентарь юэчжей показывает выраженное ирано-персидское влияние, что, впрочем, может быть объяснено их территориальной близостью. В меньшей мере ирано-персидское влияние наблюдается у пазырыкцев Алтая, которые считаются северной ветвью юэчжей. Учитывая тот факт, что, по информации китайских хроник Сыма Цяня, юэчжи добывают нефрит и поставляют его в Китай, нельзя исключать и развитых торговых отношений юэчжей с Ираном. В этом случае, вряд ли стоит удивляться иранскому влиянию на материальную культуру юэчжей.
В целом же, примирить оба этих факта, с одной стороны, генетическую принадлежность юэчжей к скифо-сибирскому ареалу, с другой, близостью материальной культуры к ахеменидскому Ирану, позволяет гипотеза С.В.Киселева, что юэчжи генетически связаны с массагетскими племенами Согдианы.
На непростые отношения юэчжей с восточными соседями хунну указывают археологические находки. Так в Первом Пазырыкском кургане в Горном Алтае была найдена узда, украшенная деревянными подвесками в виде голов явно монголоидного типа. Аналогичные подвески обнаружены и в кургане на плато Укок. Эти подвески находят отклик в китайских летописях, будто юэчжи украшают конскую сбрую черепами поверженных врагов, а также используют черепа в качестве кубков.
Даже сам хуннский шаньюй Модэ, по легенде, в детстве был продан юэчжам в рабство. Не удивительно, что, придя к власти, Модэ в первую очередь направил на юэчжей всю мощь своей армии. Юэчжи под натиском хунну вынуждены были отступить в Семиречье, где встретили не самый дружелюбный прием со стороны усуней. Не выразили юэчжам радужного приема и саки. Однако юэчжи смогли пройти через земли усуней и саков, в конце I - начале II века уже под именем кушан выйти в Парфию, завоевать Бактрию, основав там Кушанское царство. К слову, покорить Бактрию после Александра Македонского не удавалось никому, даже прославленным римским легионам.
Но это уже совсем другая история.
|