Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Кидани - истинные предки монголов

В статье "Немонгольская империя" я высказал сомнения относительно монголоязычия "монголов" Монгольской империи. Я писал, что распространение монгольского языка на территории Монголии началось намного позже даже развала самой Монгольской империи, созданной Чингисханом. И что начало этому процессу положили кидани.

Рассмотрим эту версию подробнее.

До начала I века территории от Японского моря до Северо-Восточного Китая занимало государство Хань. Начиная с VII века до н.э. главенствующие роли здесь занимал народ дунху, обитавший во Внутренней Монголии и западном Хэйлунцзяне.

Китайский ученый VII века Янь Шы-гу пишет, что восточная ветвь жунов (жун-ди) слилась с дунху, стала их частью и явилась предками ухуань и сяньби. Д.Д.Дондокова называет эту ветвь шань-жунами, а Л.Н.Гумилев - "горными жунами".

Разгром Империи Хань хуннами в середине II века дал толчок к так называемому Восточному переселению народов.

По сведениям Сыма Цянь, часть уцелевших дунху бежала и дальше упоминается под именени "сяньби" от названия гор Сяньби-шань, где они обосновались. Сяньби, по мнению ученых, говорили на древнемонгольском языке и являются прародителями монгольских народов. Я не буду, чтобы не затягивать, рассматривать эту версию, приняв ее как есть. Позже, в новых статьях, становление сяньби будет рассмотрено подробно. Пока же достаточно, что сяньби, по данным китайских источников, говорили на древнемонгольском языке, в отличие от хуннов, чье тюркоязычие рассматривается в статье "Хунны - тюркоязычные европеоиды с монголоидным лицом".

Со II века китайские источники не балуют сяньби особым вниманием, сосредоточенные на внутренней политической борьбе. Они лишь упоминает о покорении народа ухуань в Южной Маньджурии, который также являлся ветвью дунху. Но, важно, что примерно в IV веке имя сяньби перестает использоваться, а на его место приходит этноним "кидани". Сведения о прошлом киданей практически отсутствуют, они появились в Ляоси словно ни откуда. И это позволяет утверждать, что кидани – это лишь новое именование сяньби.

На преемственность дунху-сяньби-кидани указывает отличный от хунну и динлинов погребальный обряд. В хуннской и тюркской традиции погребения совершались под округлыми курганами с каменной насыпкой. Для дунху-сяньбинской традиции характерны захоронения в плиточных могилах, сменившиеся захоронениями в деревянном гробу.

На монголоязычие сяньби-киданей указывает китайская хроника "Вэйшу", где сказано, что "сяньби - это подобно ухуань, остаток дунху, их язык, привычки, обычаи одинаковы с ухуань". То есть явно указывается на родство сяньби и ухуань, чей язык отличен от языка проживавших неподалеку хунну. Такова древняя китайская документалистика – умалчивание есть отрицание. Если бы язык сяньби был схож с языком хунну, то фраза звучала бы "сяньби и ухуань остатки дунху, их язык одинаков с хунну".

С другой стороны, в этнониме "кидани" отчетливо прослеживается практически тождественное созвучие с "чи-ди". Если сяньби-кидани – это смешавшаяся с дунху восточная ветвь жун-ди (шань-жуны), то выглядит странно, что, сменив язык, то есть самоидентификацию, они сохранили имя, им не принадлежавшее. Но пусть это будет на совести китайских авторов, которые, повторю, указывают на преемственность киданей от дунху и их монголоязычие.

Во времена Тюркских каганатов кидани являлись их данниками, однако перманентно переходя то на сторону китайцев, то на сторону уйгуров. Но после падения Кыргызского каганата территории Монголии оказались свободными, что позволило киданям включить их в состав собственного государства Ляо (примерно 907 год). Великое Ляо просуществовало до 1125 года, когда его уничтожают чжурчжэни.

Часть киданей уходят на запад, где основывают государство Западное Ляо, известное как Кара-Катай. Западное Ляо просуществовало всего до 1212 года, когда было разбито найманами, а затем присоединено к империи Чингисхана. Реванш монголоязычных народов в регионе приходится уже на XV век, когда империя Чингисхана распалась, а на территории современной Монголии образовалось Ойратское ханство.

Но нам важны кидани и их государство Кара-Катай.

Путаница возникает вследствие расшифровки названия. В слове "катай" невооруженным ухом угадывается "кидань". А слово "кара" многие переводят с тюркского "черный". И это дает повод высказывать предположения о тюркоязычии киданей. Однако и в монгольском "черный" звучит как "хар", "хара". Так или иначе, представляется, что "Кара-Катай" - это именно тюркское именование государства киданей, которых они называли "черные кидани", указывая на их монголоидность, внешнее отличие от тюрков.

Другая путаница связана с версией, что этноним "кидань" восходит к легенде про 8 сыновей кагана, которые стали основателями 8 киданьских родов. Аналогичное толкование есть и в этнониме "найман", который также означает "восемь". В случае с найманами, их происхождение возводится к тюркоязычному племенному объединению "сегиз-огуз" (от тюркских "сегиз" – "восемь", "огуз" – "племя", "род") – "народ из восьми племен" или "найман" по-монгольски. Отмечу, что здесь тюркоязычие найманов не вызывает сомнений, несмотря на их монгольское наименование. Однако, ни в китайском, ни в монгольском языке нет слова "восемь", созвучного хотя бы с частью слова "кидань". Поэтому нет и оснований проводить аналогии кидани – это найманы или наоборот.

Возвращаюсь к предположению о распространение монгольского языка на территории современной Монголии.

На этой территории конкурировали 2 этноса, тюрки (чи-ди и их потомки) и прамонголы (дунху и их потомки). На протяжении всей истории прамонголы владели этой территорией лишь фрагментарно 330-550 годы (Жужаньский кананат, сяньби), 907-1125 годы (Государство Ляо, кидани), 1140-1212 годы (Западное Ляо, кидани). Очевидно, столь непродолжительное время не могло способствовать даже широкому расселению монголоязычных народов, которое может быть отмечено лишь во времена Ляо. Однако процесс консолидации и монголизации населения степи, наметившийся в киданьский период, не завершился, но были созданы реальные предпосылки для этого.

В эпоху Чингисхана процесс слияния кочевых монгольских, тюркских и тунгусо- маньчжурских групп в единую народность ускорился. Особую роль в нем принадлежит киданям, которые создали самобытный центральноазиатский очаг протомонгольской культуры и языка. Монгольский письменный язык заимствовал от найманов уже приспособленную киданями для монгольской группы языков письменность на уйгурской графической основе.

Однако собственно монгольское в этнолингвистическом смысле доминирование в Степи начинается с начала XV века с созданием Ойратского ханства.

Ойраты явились следствием смешения киданей и так называемых племен дзюбу, проживавших к северо-западу от киданей. Под собирательным термином "дзюбу" следует понимать из крупных племенных союзов найманов и кереитов. Потомки ойратов – калмыки. Для сравнения халха-монголы возводятся опять же к киданям и тунгусам.

Таким образом, именно кидани стали той базой, на которой со временем сформировались современные монгольские народы.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 51