Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Как выглядело древнее население Южной Сибири

Не замахиваясь на весь скифский пояс, я хочу рассмотреть вопрос, как же выглядели сибирские скифы?

Источников у нас не так много.

Письменные источники

Бехистунская надпись

Источник дает описание места проживания и одежды скифов (саков), но не их внешности: "Когда я прибыл к большой реке, саки, которые остроконечную шапку [xaudā m tigram] носят, вступили бой".

"Исторические записки" Сыма Цяня

Сыма Цянь в "Исторических записках "Ши Цзы" описывает северных кочевников, в первую очередь, в разрезе отношений Хань и хунну (сюнну). Он указывает, что хунну, юэчжи и другие северо-западные кочевники восходят к племенам жун и ди, которые позже стали именоваться чи-ди и бай-ди. Проведем некоторые исторические параллели. Племена чи-ди ("красные ди") явились предками прателесских (те-ле) племен ди-ли (динлинов). Бай-ди ("белые ди") могут быть отождествлены с юэчжами. Хунну же, по мнению Сыма Цяня, являются смесью жунов и мигрантов из Китая, но сохранили присущую жунам "отвратительную" внешность: рыжие волосы, высокий нос и растительность на лице.

Также Сыма Цянь пишет, что хунну и западные юэчжи, как и другие кочевники, подобно древним жунам, одеты в шкуры и войлок.

"История" Геродота

В 3-й книге "Истории" "Клио" и 4-й "Мельпомена" Геродот пишет о скифах. Однако он пишет о них, как о чем-то самом по себе очевидном. Он не дает описания ни внешности, ни одежды скифов, хотя и указывает, что все кочевые племена от агафирсов на западе до андрофагов на востоке, включая сарматов и массагетов, имеют схожий нравы, быт и одежды. Причем нравы и быт скифов описаны Геродотом очень подробно.

Барельеф во дворце в Персеполе

Среди прочих изображений здесь присутствуют фигуры, одетые в характерные для скифов одежды с остроконечными шапками, описанными в Бехистунской надписи. Поэтому вполне очевидно, что на барельефе изображены саки-тиграхауда.

Но по той же Бехистунской надписи, по описанию похода против них, саки-тиграхауда четко отождествляются с массагетами Геродота и могут быть локализованы в восточном Прикаспии.

В этой связи расширение их ареала до Южной Сибири и перенесение их облика на современные им южносибирские народы без дополнительных фактов вряд ли допустимо.

Скифские пекторали

На многих скифских украшениях, в частности на пекторалях можно видеть изображения людей, интерпретируемых как скифы. Но чаще всего это изображения людей, разительно отличающихся от изображений на персепольских барельефах.

При этом, при движении на восток подобные украшения полностью заменяются зооморфными украшениями, выполненными в сибирском зверином стиле.

Так, даже если на пекторалях и изображены причерноморские скифы, то переносить их внешний облик на азиатских скифов нет никаких оснований.

Пазырыкский ковер

В 1949 году под ледяной линзой 5-го Пазырыкского кургана в Улаганском районе Республики Алтай был обнаружен войлочный ковер, украшенный красочной аппликацией.

Среди прочего на ковре присутстуют изображения всадника и, судя по всему, его правителя. Казалось бы, вот вам чуть ли не портрет!

Но нет. На ковре изображены вовсе не скифы. Судя по манере изготовления, ковер имеет мидийское, персидское или парфянское, во всяком случае, средне- или переднеазиатское происхождение. Он являлся, скорее всего, подарком, военным трофеем или объектом торговли.

Таримские мумии

В засушливых соляных песках пустыни Такла-Макан вдоль южного края Таримского бассейна в Синьцзян-Уйгурском автономном округе на западе Китая в начале XX века были обнаружены мумифицированные останки людей европеоидного этнотипа.

Подробнее написано в статье "Таримские мумии".

Возраст мумий оценивается в интервале от XVIII века до н.э., поздние мумии датируются II веком н.э.

Принято считать, что таримские мумии принадлежат народу тохаров, однако локация захоронений и хронологические рамки явно указывают на их принадлежность юэчжам. В ареал юэчжей, по мнению ученых, входят пазырыкцы Алтая. В то же время, курганы пазырыкского типа встречаются не только на Алтае, но и в Туве и Восточном Казахстане, а в Минусинской котловине, как показали исследования, правящая верхушка тагарцев была генетически связана с Тувой.

Таштыкские личины

В Минусинской котловине (Хакасия, юг Красноярского края) в конце I тысячелетия до н.э. существовала таштыкская археологическая культура, оставившая уникальные погребальные маски.

В отличие от таримских мумий на масках наряду с сохранением присущего андроновцам и тагарцам долихокефального европеоидного типа отмечается брахикефальный тип с более широкими лицами и выраженной скуластостью. По времени появления таштыкской культуры монголоидные примеси в генофонде таштыкцев связаны с проникновением в Южную Сибирь вследствие хуннской экспансии монголоидного элемента.

Тюркские изваяния

Каменные изваяния получают особенно широкое, почти повсеместное распространение по всему степному поясу от Прибайкалья, Монголии до Придонья начиная со 2-й половины I тысячелетия. Чаще всего они изображают фигуры явной тюркской внешности: широкие лица с выраженной скуластостью и раскосыми глазами.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного: место и время появления этих изваяний приходится на время существования Тюркских каганатов, а тюрки и должны выглядеть, как тюрки.

Как выглядело древнее население Южной Сибири

Суммируя письменные источники, видим, что древнее население Южной Сибири отличалось, как от античного европейского, так и китайского.

Изображения саков-тиграхауда на персепольских барельефах позволяют ограничить кровно родственные народы Южной Сибири, ведущих начало от андроновцев, Восточным Прикаспием с запада и Западным Прибайкальем с востока, где они контактировали с монголоидным глазговским населением.

Внутри этого ареала, как минимум, с периода ранней бронзы (афанасьевская и андроновская культуры) преобладало население европеоидного типа, что видно на примере таримских мумий.

Начиная с конца I тысячелетия до н.э. вследствие хуннской экспансии в Южную Сибирь и Восточный Казахстан возрастает доля монголоидности, составившей к середине I тысячелетия в совокупности с автохтонным европеоидным населением тюркский субстрат.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 42