Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

Сибирские скифы: предки и потомки

Cкифская тематика слишком обширна, поэтому в этой статье я ограничусь рассмотрением этнической принадлежности исключительно сибирских скифов, их предков и потомков.

Предскифское время

Первые достоверные сведения о культуре ранних кочевников юга Западной Сибири, Казахстана, Монголии и Синьцзяна уходят корнями в эпоху бронзы. В период III-II тысячелетия до н.э. на этой территории получила распространение афанасьевская археологическая культура.

Носители афанасьевской культуры имели европеоидный антропологический облик. Этот факт заставляет некоторых исследователей делать скоропалительные выводы о преемственности афанасьевской культуры от ямной культуры южного Урала.

Однако генетические исследования, проводимые, в частности, специалистами Института цитологии и генетики СО РАН и Института археологии и этнографии СО РАН, убедительно показывают в целом автохтонное формирование афанасьевского населения.

В частности, для большинства исследованных афанасьевских останков присуща Y-хромосомная гаплогруппа R1а, которая встречаются у населения Сибири еще с палеолита: примерами могут служить Афонтова гора под Красноярском (17 тысяч лет) и стоянка Мальта в Иркутской области (24 тысяч лет). К слову, процент носителей так называемого "славянского" гена R1a среди алтайцев, тувинцев и хакасов намного выше, чем у русских, белорусов или украинцев.

Таким образом, можно говорить о принадлежности афанасьевцев к палеоевропейской расе, отколовшейся от основной R1-ветви в далекой древности. Это не исключает взаимодействия афанасьевцев и ямников, но не позволяет говорить о преемственности первых от вторых, так как все исследованные мужские образцы ямников представлены группой R1b.

Не приходится говорить и о приемственности афанасьевцев и иранцев. Так погребальные обряды афанасьевцев разительно отличаются от персидских. Курганные могильники, характерные для афанасьевцев, в целом схожи с ямными, но полностью отсутствуют в Передней Азии.

На смену афанасьевской культуре на рубеже II тысячелетия до н.э. приходит андроновская.

В конце II тысячелетия до н.э. андроновская культура Южной Сибири и Казахстана сменяется карасукской, на западе – срубной, на востоке, в Минусе – окуневской культурами.

По данным анализа ДНК на формирование окуневской культуры большое влияние оказали мигранты из северного Казахстана и Барабы. Однако, как и в андроновское время, в целом существенного изменения генофонда на уровне региона не происходит.

Для носителей андроновской культуры, последующих карасукской и окуневской, как и для предшествующей афанасьевской, присущ европеоидный антропологический облик.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление. Многие, как только слышат слова "европеоидный облик" и то, что, например, Чингисхан имел рыжие волосы и голубые глаза, тут же ищут пути миграции русских казаков в Сибирские степи, где они, уставшие от оседлого образа жизни в лесной части Восточной Европы, стали кочевниками.

Для европеоидов в основном присущ ортогнатный тип лица, характеризующийся слабым выступанием носовой и альвеолярной частей лица. Для монголоидов же присущ мезогнатизм: уплощенное лицо со средним выступанием носовой и альвеолярной частей, сильным выступанием скул, а также лопатовидные резцы зубов.

Таким образом, европеоидная и монголоидная расы имеют несколько разное строение черепа с признаками долихокрании или брахикрании соотвественно. И чтобы считаться монголоидом, мало иметь узкий разрез глаз. Простите за аналогию: чтобы носить очки, мало быть умным, надо еще иметь плохое зрение. И то, что у Чингисхана были рыжие волосы и голубые глаза, означает не его славянское происхождение, а лишь то, что он был голубоглазый и рыжеволосый. А, кстати, почему всегда хотят найти у Чингисхана именно славянские корни? Почему никому и в голову не приходит искать его предков среди рыжеволосых викингов?

Таким образом, генетически андроновцы, карасукцы и окуневцы являются прямыми потомками афанасьевцев. В их генах также преобладает гаплогруппа R1a. На преемственность культур указывает и схожее внутреннее строение захоронений, хотя форма курганных насыпей могла существенно отличаться. Однако в целом в традиции курганных захоронений четко прослеживаются традиции, заложенные еще во времена предшествующей афанасьевской культуры.

Скифское время

В скифское время на территории Южной Сибири и Казахстана выделяются сакская культура в Казахстане, пазырыкская в Горном Алтае, большереченская в степном Алтае и Барабе, уюкская в Туве, тагарская в Минусе. Часто различия этих культур, помимо тагарской, настолько незначительны, что допустимо говорить об их идентичности. Вероятно, ученым стоит собраться и, принеся в жертву самолюбие, договориться о единой классификации и именовании культур, чем указывать на их взаимопроникновение на сопредельные территории.

Несмотря на обилие культур, их отличительные черты схожи до идентичности. Это проявляется скифской триаде: элементах вооружения, конской упряжи и так называемом скифо-сибирском стиле в прикладном искусстве.

В скифское время традиции курганных захоронений достигают своего пика. Но в строении захоронений все также четко прослеживаются древние традиции, основы которых были заложены еще во времена ранней бронзы.

И вновь ученые не приводят данных о массовом появлении в генофонде сибирских скифов европейских генов. Генетическое наследие сибирских скифов без существенных изменений генетического состава населения четко прослеживается с эпохи ранней бронзы.

Таким образом, сибирские скифы – это прямые потомки палеоевропейской ветви, отколовшейся от основной еще в неолите или даже палеолите. На протяжении нескольких тысячелетий народы Южной Сибири, Казахстана и Монголии достаточно изолированно развивались на основе этого генетического наследия. Необходимо также отметить, что генетические данные на протяжении нескольких тысяч лет не подтверждают массовых миграций на юг Сибири с Урала или Восточной Европы, которые оказали бы сколько-либо существенное влияние на изменение генофонда местного населения.

Потомки сибирских скифов

Для многих это, пожалуй, самая болезненная тема. Ну никак не укладывается в некоторых головах, что потомками сибирских скифов стали тюрки. Даже сама мысль вызывает у них агрессивное отторжение.

Но давай займемся все тем же анализом.

Очевидно, уничтоженные тюркоязычными хуннами скифские культуры не исчезли бесследно. Ровно в прежних границах скифо-сибирского мира во второй половине I тысячелетия н.э. возникает тюркское государство - Первый Тюркский каганат. Я говорю о территории Сибири, понятно, что на западе границы Тюркского каганата оказываются намного шире скифского мира. Затем здесь возникают Второй Тюрский каганат, Уйгурский каганат, Кыргызский каганат, наконец, Монгольская империя Чингисхана.

Сделаю небольшое отступление относительно монголов и Чингисхана.

Давайте и здесь попробуем расставить точки над "i". Предком Чингисхава был, согласно "Сокровенному сказанию", Бортэ-Чино. "Чино" ("шоно") по-монгольски означает "волк". Многие ученые-лингвисты проводят полную аналогию имени Бортэ-Чино с именем рода Ашина - рода верховных тюркских правителей, каганатов, по легенде, потомков волчицы. Раз так, род Борджигинов, гордящийся чистотой своей крови, происходит от рода тюркских каганов. И несмотря на монгольское имя Бортэ-Чино нет никаких сомнений в тюркоязычии Борджигинов.

Как, скажите вы, имя Бортэ-Чино монгольское, а язык тюркский? Да, именно так. Дело в том, что "Сокровенное сказание" было написано в "монгольском" письме китайскими иероглифами с присущим им символизмом. Классическое "монгольское" письмо базируется на староуйгурском алфавите. Но для чтения оригинала "Сокровенного сказания", фактически, необходимо перевести староуйгурский язык, записанный китайскими иероглифами, на на нужный современный язык, заимствуя личные имена в современном монгольском звучании. Почему в монгольском? А в каком? В китайском что ли? Здесь на лицо все та же неоднозначность схожести именования монголов Чингисхана и современных халха-монголов, не имеющих, по большому счету, ничего общего.

На преемственность тюрков вплоть до "монголов" Чингисхана от скифов может указывать и женский парадный головной убор, высокий, часто с повернутым вперед навершием. Такой убор был найден, например, в гробнице скифской Укокской "принцессы" в кургане Ак-Алаха-3. Такие уборы во множестве найдены в тюркских захоронениях. Такой убор до сих пор используется в Монголии и Синцзяне как элемент национального костюма.

Сибирские скифы: предки и потомки

Подводя итог, остается повторить.

Сибирские скифы сохраняют генетическую преемственность с автохтонным населением на основе ветви палеоевропейской расы, отколовшейся от основной ветви в далекой древности. Генетические исследования отвергают версии о славянском или вообще восточно-европейском происхождении сибирских скифов.

А потомками сибирских скифов были тюрки, нравится это кому-то или нет.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 45