В Национальном музее Тувы продолжает работу выставка "Лики древнего Енисея"
06.12.2017
В Национальном музее Тувы продолжает работу выставка "Лики древнего Енисея".
В экспозиции представлены уникальные погребальные маски таштыкской культуры I-V веков н.э., отразившие сложные культурно-этнические изменения, происходившие в последние века I тысячелетия до н.э - в начале I тысячелетия н.э. не только на территории современной Хакасии, но и всей Южной Сибири.
В III веке до н.э. скифское время в евразийских степях сменяется гунно-сарматским. Сарматы на западе, хунны на востоке стали господствовать в Великой степи. К 209 году до н.э. окончательно оформился хуннский племенной союз. Хуннский правитель (шаньюй) Модэ (209-174 годы до н. э.), подчинив Центральную Азию, переходит к широкой завоевательной политике: покоряет племена тюркоязычных гяньгуней-кыргызов, живших у озера Кыргыз-нур. Под давлением хуннов они переселяются на территорию Хакасско-Минусинской котловины, которая в 201 году до н.э., также была захвачена хуннскими войсками. В результате смешения традиций пришельцев и аборигенов, после непродолжительного переходного периода, на рубеже нашей эры возникает новая таштыкская культура.
Антропологи установили, что именно в это время (I-Vвека н.э.) начинает формироваться внешний облик современных хакасов.
В таштыкское время существовало несколько различных типов погребальных сооружений: широкое распространение получили грунтовые могилы и склепы. Но именно погребальные склепы становятся одним из основных элементов ландшафтно-архитектурных комплексов нового типа. Как правило, такие комплексы состоят из одного или нескольких крупных склепов в форме низкой усеченной пирамиды. Стены склепов укреплялись деревом изнутри, потолок выкладывали бревнами и покрывали сверху кусками бересты. После полного заполнения склепа покойными его поджигали.
В таштыкское время переживает свой расцвет и еще одна культурная традиция, зарождавшаяся еще в поздней тагарской культуре - изготовление погребальных масок.
Умерших хоронили как по обряду трупоположения, в этом случае с телом предварительно производили посмертную манипуляцию с целью мумифицирования, так и по обряду трупосожжения, в этом случае прах умершего зашивали в набитую травой куклу-манекен. На лицо умершего или манекена накладывали гипсовую погребальную "маску". Погребальные маски отражают идею сохранения облика умершего, идею культа предков и идею веры в загробную жизнь.
Эти маски весьма реалистично воспроизводят облик покойного, вплоть до раскраски или татуировки на его лице. Выражениям лиц усопших на масках характерны спокойствие, умиротворение и отрешенность, что придает им определенное сходство с буддийскими скульптурами Средней и Центральной Азии той эпохи.
Маски делались из белой гипсовидной терракоты смешанного состава. Совершенно очевидно, что такие маски никак не могли быть предметами массового производства. По мнению ученых, таштыкские маски портретны. Они являются произведениями искусства, но не только скульптурного, но и живописного: они раскрашивались узорами, передающими татуировки лиц покойных, нанесенными в основном красной и черной краской.
Очень немногие цивилизации мира донесли до нас изображения своих далеких предков. К ним, благодаря трудам археологов и историков и творениям художников и скульпторов таштыкской эпохи, несомненно, принадлежит Хакасия.
Выставка "Лики древнего Енисея" в Национальном музее Тувы продолжит работу до 28 декабря.
Все новости
|