Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Коренные народы Сибири: Кумандинцы

Кумандинцы (самоназвание къуманды, къубанды, къуўанды, къувандыг) - коренной малочисленный народ в России, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области.

До 2002 года кумандинцы были выделены в качестве отдельной народности лишь переписью 1926 году. Тогда на территории РСФСР их насчитывалось 6327 человек. Все они проживали на территории Сибирского края, в том числе 4948 - в Бийском округе, 1384 - в Ойратской автономной области (ныне Республика Алтай). В последующих переписях кумандинцы включались в состав алтайцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года кумандинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Всероссийская перепись населения 2002 года учла их отдельной народностью со своим языком.

Кумандинский язык относится к северноалтайским языкам тюркской группы алтайской языковой семьи или является наречием (диалектом) северноалтайского кумандинско-челканского языка. Однако этнографы согласно новой классификации склоняются к отнесению его к кумандинскому наречию алтайского языка, входящего в хакасскую подгруппу уйгуро-огузкой группы восточнохуннской ветви тюркских языков. В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX века на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.

Современные кумандинцы компактно проживают в Солтонском и Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, в горно-таежной местности Турочакского района Республики Алтай и в Таштагольском районе Кемеровской области. Таким образом, и так небольшой по численности этнос (3114 тысяч человек) оказался расселенным на обширной территории 3 регионов Сибири, в разной степени вступая в лингвокультурные контакты с рядом проживающими народами. Кумандинцы Турочакского района Республики Алтай и отчасти Красногорского района Алтайского края в большей степени контактировали с алтайцами, поэтому в языке данной этнической общности кумандинцев прослеживается сильное алтайское языковое влияние. В языке солтонской и таштагольской общности отмечается сильное шорское влияние, это связано с исторической общностью двух этносов, обусловленными территориальной смежностью: таштагольские кумандинцы проживают на территории Шории вместе с шорцами, осознавая с последними этническое и языковое родство, причем многие из них в переписи населения записались шорцами, солтонские кумандинцы также считают себя с шорцами единым этносом, подчеркивая необходимость не только духовного, но и территориального объединения.

Основной особенностью современных этнических процессов среди кумандинцев являются различного плана ассимиляционные процессы. В первую очередь это - высокий процент (до 70 %) смешанных браков в основном с русскими. Кроме того, большое влияние на размывание культуры этноса оказывает языковая и культурная ассимиляция и урбанизация. В современном кумандинском сообществе основным средством повседневного общения в большинстве ситуаций является русский язык. Поэтому может быть поставлен вопрос о том, что кумандинцы, как отдельный этнос стоят на грани выживания.

В антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Саяно-Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскую культуры Бронзового века. Такие исследователи-краеведы, как А.М.Малолетко и Б.Х.Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири - кетами.

На генетическую связь кумандинцев с неким древнейшим населением Сибири европеоидного типа, возможно динлинами, указывал еще в начале ХХ века известный исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло: "татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский".

Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (VI-IX века). А затем по их землям прошлась конница Чингиз-хана - на несколько веков земли кумандинцев оказались в составе империи Юань, а затем "Белой Орды", включавшей полосу степей от Волги до Западной Сибири. Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине XV века на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов, так кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства.

И даже после разгрома Сибирского ханства в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками сначала телеутов, затем джунгаров (они же ойраты, западные монголы). С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 году М.М.Сперанским, они были отнесены в разряд "кочующих" и включены в состав Бийского уезда.

Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя. Основным средством передвижения по заснеженной тайге являлись лыжи (шана), подбитые камусом. Существенным дополнением хозяйства являлись также мотыжное земледелие, практиковавшееся на небольших по площади участках, расчищенных от тайги вырубкой и огнем; скотоводство, представленное коневодством и разведением мелкого рогатого скота; собирательство дикоросов и рыболовство. Во второй половине XIX века под влиянием крестьян у кумандинцев происходят существенные изменения в хозяйстве. Это нашло отражение в использовании более совершенных сельскохозяйственных орудий труда, в распространении пашенного земледелия, молочного животноводства, развитии пасечного пчеловодства и другие

Традиционные поселения кумандинцев немногочисленные, с отсутствием четкой планировки, расположенные длинной полосой вдоль рек. Жилище кумандинцев насчитывает несколько типов: временные промысловые шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двускатной крышей; небольшие срубные четырехстенные избы; саманные четырехстенные дома.

Мужская одежда кумандинцев состояла из белых холщевых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом. В холодное время года кумандинцы одевали несколько теплых халатов или шубу из овечьих шкур. Головными уборами являлись колпаки, меховые шапки, а с начала XX века - шляпы и фуражки. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщевым голенищем. Женская одежда состояла из длинных холщевых рубах и штанов, поверх которых надевались платья. Верхней одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонкими шерстяными поясами. Головы подвязывались матерчатыми платками. Обувь шилась из кожи (чарык), она скрывала только ступни женщины.

Традиционная утварь кумандинцев в основном собственного изготовления. Она насчитывает несколько типов: металлические котлы (казан) и сковороды, деревянные долбленые чаши (аяк) и корытца для рубки мяса, берестяные цилиндрические туеса, бондарная утварь, веялки (саргааш), каменные зернотерки (пасак) и ручные мельницы (колтербен) и др.

Пища кумандинцев в основном мясная и растительного происхождения. Она включает различные блюда: мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домашних и диких животных и др. Напитками служили чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогольные напитки по типу браги, молочная водка (арака) и др.

Традиционные религиозные представления кумандинцев пронизаны различного рода анимистическими представлениями, в рамках которых особо почитаются духи-хозяева воды (суг-эзи), огня (от эне), гор, тайги. Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги (каным, шалыг). Им совершались бескровные жертвоприношения, в основном брагой. Влияние скотоводческих племен нашло отражение в культе коня и одном из его проявлении - жертвоприношении лошади духу-покровителю рода (тайэлга). Среди земледельческих обрядов особое место занимает эротическая игра-обряд кочо-кан. Значительное место в религиозной практике К. занимал шаман (кам) - посредник в общении людей с духами и верховными божествами - Ульгенем и Эрликом. С первой трети XIX века кумандинцы обращены в православие. Однако христианство полностью не вытеснило языческие верования, которые доживают до настоящего времени.

Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено плохо. Наиболее распространенными типами фольклорных произведений являлись в прошлом песенные четверостишья (такпак), различного рода бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай). Особое место в культуре К. занимали мастера-исполнители сказок и эпосов - кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор - шорчи.


Оглавление:
  • Коренные народы Сибири
    Связанные статьи:
  • Статьи по истории Сибири



  • Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 6791