Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.08.2021

А были ли монголы: о государствообразующей общности Монгольской Империи

Среди отрицателей существования Монгольской империи существует два базовых утверждения, на которых они строят свою доказательную базу:

· Никаких монголов Чингисхана не было.

· Современные татары к монголам Чингисхана не имеют никакого отношения.

Со вторым еще можно согласиться. Закрыв, правда, глаза на то, что, если монголов не было (см. тезис 1), то искать их преемников в татарах, как минимум, странно.

Поэтому рассмотрим второе утверждение подробнее.

Первые упоминания термина "Монгол"

Впервые термин "монгол" встречается в китайских хрониках "Цзю Тан шу" ("Старая история династии Тан") и "Синь Тан шу" ("Новая история династии Тан"), датируемых серединой X и серединой XI веков соответственно. Эти хроники описывают одно из колен племенного союза шивэй, проживавшее на территории современной Маньчжурии, называя его "мэнъу" или "мэнва".

Специалисты считают, что оба эти термина транскрибируют оригинальное понятие mongut или mongul.

Владение великих монголов "Да мэнгу го"

Позже, в XI и XII веках, замечу, до появления Чингисхана на мировой арене, китайские источники упоминают некоторое племя мэнгу севернее государства киданей. На преемственность этого имени указывает Ли Синьчуань в работе "Цзяньянь илай чаое цзацз" ("Различные официальные и неофициальные записи о периоде правления Цзяньянь"): "Есть еще государство Мэнгу, оно находится к северо-востоку от чжурчжэней. При Тан их называли мэнъу, а также называют их и мэнгу".

Однако о начале правления Чингисхана все тот же Ли Синьчуань в 1211 году пишет: "Когда они (мэн-жэнь) вторглись в государство Цзинь, они назвали себя великим монгольским государством (да мэнгу го). Поэтому пограничные чиновники прозвали их Монголами (мэн-гу)".

То есть Ли Синьчуань явно указывает, что племя мэнгу носит свое историческое название, известное как мэнъу. А монголы Чингисхана лишь сами называли себя так.

Другой сунский автор, Хуан Дунфа, пишет: "Существовало какое-то монгольское государство (мэнгу го) к северо-востоку от чжурчжэней. Только в четвертом году периода правления Цзя-дин (1211-1212) татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством (да мэнгу го)".

Еще более конкретен Рашид ад-Дин: "В настоящее время, вследствие благоденствия Чингисхана и его рода, разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кереитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления тоже называют себя монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени".

"Все они называют себя монголами"

А теперь сопоставим вышесказанное.

В Маньчжурии севернее киданей и к северо-востоку от чжурчжэней проживало некое племя мэнгу, наводившее ужас на северные границы Китая.

"Татары восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают себя как "да мэнгу го". Этому их научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники", - писал южносунский посол Чжао Сун.

То есть татары по научению чжурчжэньских чиновников принимают имя "да мэнгу го" (великое монгольское государство), хотя собственно монголами-мэнгу не являлись.

По мере роста могущества империи Чингисхана тенденция заимствования имени "монгол" усилилась. Монголами стали называться различные тюркские племена (Рашид ад-Дин), охотно становившиеся "монголами", чтобы показать свою причастность к создаваемому государству.

Таким образом, применительно к Средним векам и монголам Чингисхана в частности термин "монгол" следует считать не этнонимом, а политонимом, названием государствообразующей общности, граждан этого государства.

Поэтому ставить знак равенства и пытаться перенести современный этноним "монголы" с народа халха на средневековых подданных Монгольской империи совершенно недопустимо.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 36