Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.03.2020

Кто назвал Сибирь "Сибирью"? Кто такие сипыры?

Споры о возможных источниках заимствования топонима "Сибирь", а также о смысле этого топонима не утихают уже не одно десятилетие.

Хотя я уже написал статью "История Сибири, название Сибирь", я вновь хочу обратиться к этой теме, так как часто как вероятную возможность заимствования топонима возводят к имени народа сипыров/сабиров/сиверов и т.п., проживавшего в районе среднего Обь-Иртышья. Поэтому я решил провести отдельный анализ этой гипотезы.

Идею, что термин "Сибирь" возник как наименование этнической группы, а затем был перенесен на занимаемую ей территорию был сформулирован в середине XX века З.Я.Бояршиновой, которая отказывалась рассматривать термин "Сибирь" как привнесенный извне монголами, тюрками или русскими. "Этнической группой, носившей название "сипыр" (севыр, сабир), были предки древних угров, вступившие в длительное и сложное взаимодействие с другими этническими элементами Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии", - писала она.

Развивая эту гипотезу, С.К.Патканов полагал, что сибыры/сывыры были родственны угорским племенам, проживавшим прежде за Уралом, к югу от нынешних остяков (ханты) и вогулов (манси). Но, в силу понятных причин, он не мог предоставить никаких документальных подтверждений этим догадкам.

Однако, например, у хантов и манси бытуют фамилии Сабарев, Себуров, Савиров, которые могут косвенно указывать на древние генетические связи с вариантами племенных названий в форме "сабер", "себур", "савир". Правда, хронологические рамки и даже порядок таких связей представляются дискуссионными.

Фактом остается упоминание Сибири в "Архангельской летописи" 1483 года, а самое первое, хотя и неопределенное, относится к 1407 году. В то же время, русские не упоминают ни о каком народе сапыров или сибиров, проживающих низовьях реки Тобола и по среднему Иртышу, но называют, к примеру, татар, остяков, самоедов. Очевидно, что, если даже такой народ и существовал, то к началу XV века должен был быть полностью уничтожен или ассимилирован другими народами задолго до прихода в эти места сибирских татар.

Пойдем назад по хронологии.

До прихода сибирских татар в XIII веке в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из степей Южной Сибири и Казахстана войсками Чингисхана. Это время связывают с уходом из Прииртышья на север угорского населения, среди которого выделяются обские угры (ханты, манси). Однако их легенды не содержат ничего определенного, связанного с народом сипыров в какой-либо вариации. Это означает, что сипыры либо прекратили существование задолго до этих событий, либо являлись утратившей самоидентификацию незначительной частью вытесненного на север угорского населения Прииртышья.

Если принять вторую версию, что сипыры были малой частью угорского населения Прииртышья, очевидно, что, потеряв свое этническую самоидентификацию, не могли впоследствии дать название прежде занимаемой ими территории, которое, заметим, до сих пор нигде как таковое не фигурирует.

Попробуем понять, могли ли сипыры до того, как сами исчезли с этнической карты Сибири, оставить в преданиях свое имя, которое через 500 лет возродилось в обновленном имени территории.

Считается, что как этносы манси и ханты сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поскольку сами сипыры, по мнению той же Бояршиновой являются пришлыми, то их корни, вероятно, и следует искать в тех самых выходцах из степей Монголии, Юго-Западной Сибири и Казахстана.

Таковыми могут быть хунну (сюнну), известные в Европе как гунны, которые спасались бегством на восток от циньской армии. Однако гунны нигде не оставили никакого иного этнического названия, кроме собственного. Конечно, например, венгры на протяжении нескольких веков пытаются найти у себя прямые гуннские или хотя бы тюркские корни, но убедительных доказательств тому до сих пор нет.

До хунну это могли быть племена сяньби, обитавшие в степях Внутренней Монголии на территории современной КНР, но вынужденные мигрировать на запад в начале I тысячелетия н.э. под натиском хунну. О.И.Прицак писал, что около 150 года н.э. племена "hsien-pi" ("сяньби") одержали победу над северными провинциями Китая, но в III столетии они сами должны были искать себе спасительное место, переселяясь на запад, в бассейн рек Обь и Иртыш. Обращает на себя очевидное сходство наименований "hsien-pi" ("сяньби") и "сипыр/сэбыр". Тут сяньби-сипэры, как утверждал О.И.Прицак, вошли в симбиоз с местным населением, с их культурой, со временем полностью утратив свою самоидентификацию. Если так, что "сипыры" были выходцами из Юго-Западной Сибири и, видимо, принадлежали к угорской или южной ветви самодийской группы".

Версия кажется правдоподобной.

Вы спросите, как я так с монголов перешагнул сразу к хунну. А как же тюрки? А тюрки не использовали топонимы, но "земля тех-то". Это же свойственно и так называемым монголам. Нигде нет упоминания как такового Забайкалья, но есть "земли меркитов" или "земли найманов", но нет Семиречья илм Барабы. В то же время, нет земель сипыров, нет никакой Сибири, есть просто Степь...

Факт возможности существования в среднем Обь-Иртышье народности, точнее, племени "сипыров", кажется, доказанным. Однако вероятность, что они, будучи весьма немногочисленным народом (даже по сравнению с коренными племенами), смогли на протяжении тысячи лет не только сохранять свое этническое название, но и передать его территории как топоним "Сибирь", ничтожно мала.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 120