Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.08.2015

Татары: Джучи-хан - брат Чингисхана

В современной историографии, во всех источниках об истории "татаро-монголов", прочно укрепилось утверждение, что Джучи, хан Кипчака, являлся сыном Чингисхана. Однако анализ первоисточников, содержащий сведения об истории татар, дает полное основание утверждать, что Джучи являлся не сыном, а братом создателя Монгольской империи.

Рашид-ат-Дин, описывая раннюю историю становления и подъема Темуджина неоднократно упоминает Джучи с приставкой "хосар". При этом он указывал, что эта приставка является прозвищем и означает "дикий зверь".

Если на раннем этапе Джучи играет определенную роль в событиях при захвате власти и покорении соседних народов, то после похода в Среднюю Азию вдруг совершенно исчезает из поля зрения. Некоторые исследователи объясняют это (правда со знаком вопроса) смертью Джучи, указывая 1213 год как дату его смерти. Другие же исследователи высказывают мнение, что Джучи-Хосар якобы где-то получил удел, благодаря чему перестал упоминаться в китайских и арабских летописях.

Если это так, напрашиваются естественные вопросы. А где был его улус? Кто его потомки и какие были их взаимоотношения с другими отпрысками ханской семьи? Ответов на эти вопросы официальная история не дает. Создается впечатление, что никаких взаимоотношений вообще и не было. Почему?

Еще одну загадку преподносит Абу-ль-Гази, хивинский правитель и историк. В работе "Родословная туркмен" он пишет: "Чагатай и Угедей повернули и направились к своему отцу в Термез, а Джучи с приданными ему нукерами из Ургенча пошел в Дешт-и-кыпчак. Кыпчакский народ собрался, и произошла битва. Джучи-хан победил и перебил [всех] попавших [ему] в руки кыпчаков; те из них, которые спаслись, ушли к иштякам. Большая часть иштяков теперь является потомками тех кыпчаков. Кыпчаки, обитавшие между Итилем (Волгой) и Тином (Доном), рассеялись на четыре стороны. Большинство из них ушло в юрт Черкасов и Туманов. Джучи-хан, взяв в плен кыпчакскую молодежь, поселился в кыпчакском юрте. Из могольской [страны] он переселил сюда свою семью и всех, которых дал отец. Из каждого уруга узбеков были переселенцы в кыпчакский юрт. Затем Джучи-хан умер. Юрт достался его сыну Саин-хану (вероятно, Бату). Двадцать четыре человека из потомков Джучи-хана царствовали в этом юрте. В его [Саин-хана] время этот юрт называли Саин-хановым юртом".

Приведенные строки Абу-ль-Гази сразу наводят на следующий вопрос: а мог ли сын хана при живом отце основать собственное ханство? Думается, при существовавшем праве наследования - нет. А вот брату это было бы вполне позволительно.

Об этом говорят и дальнейшие события после смерти самого Чингисхана.

Армянский историк Киракос Гандзакеци пишет: "В стране, [находящейся] на дальнем северо-востоке, которую они на варварском языке своем называют Каракорум, на границе Готия, среди множества неведомых и неисчислимых варварских племен, проживающих там, жило племя, называемое татарами, во главе царей которых стоял [человек] по имени Чингисхан. Пришло время ему умирать. Но еще до кончины он созвал к себе все войско и трех сыновей своих и сказал, [обращаясь] к войску: "Вот я умираю. Одного из сыновей моих, присутствующих здесь, по своему желанию выберите себе царем вместо меня". И они ответили: "Кого ты сейчас соблаговолишь выбрать, тот и будет нашим царем, тому и будем мы верою служить". Тогда сказал им [Чингисхан]: "Я расскажу о нраве и делах всех трех сыновей своих. Старший сын мой - Чагатай - муж воинственный, любит войско, но по природе горд и достоин большего, чем доля, выпавшая ему. А второй мой сын тоже победоносен в бою, но скуп по натуре. Младший же сын мой одарен еще с детства, богато наделен милостями, щедр на руку. С того дня, как он родился, слава и величие мое росли день ото дня. Ну вот, я сказал вам всю правду, поклоняйтесь же тому из них троих, кому пожелаете". И [татары] подошли и поклонились младшему, чье имя было Окта-хакан, отец возложил на него корону и умер".

От сюда видим, что, во-первых, автор называет старшим сыном Чагатая. Можно, конечно, предположить, что Джучи, бывший по официальной версии старшим сыном, к этому времени уже умер. Хотя, маловероятно, что отец после гибели старшего сына мог бы назвать старшим следующего сына.

Во-вторых, ясно говорится, что сыновья могут претендовать на трон только после смерти отца. И если бы Джучи действительно был сыном Чингисхана, то не имел бы права на собственный юрт.

В "Сокровенном Сказании монголов", источнике, исправленном, надо сказать, и китайскими и российскими переписчиками мы находим следующие сведения: "Порешив выделить уделы для матери, сыновей и младших братьев, Чингисхан произвел такое распределение. Он сказал: "Матушка больше всех потрудилась над созиданием государства. Чжочи - старший наследник, а Отчигин - самый младший из отцовых братьев". Ввиду этого он, выделяя уделы, дал 10000 юрт матери совместно с Отчигином. Мать обиделась, но смолчала. Чжочию выделил 9000 юрт, Чаадаю - 8000, Огодаю - 5000, Толую - 5000, Алчидаю - 2000 и Бель-гутаю - 1500 юрт".

То есть, явно указано, что Чингис называет первым Джучи, а вторым Отчигина, перечисляя братьев по старшинству. Кроме того, Джучи получил наибольшее число людей из всех членов семейства Чингисхана, в то время, как младший брат, Тэмугэ-Отчигин, получил 10000 юрт на двоих с матерью. Хотя у Абу-ль-Гази есть сведения, что Джучи сам выбрал себе удел и перевез свою семью, тем не менее, эта цитата тоже очень информативна.

На то, что Чжучи был братом Чингисхана в большей степени указывает еще и факт упоминания его в источниках с ханским титулом. Джучи назван ханом и в сочинениях, созданных еще во времена Угедэя и Бату. Например, Мухаммад ан-Насави в "Жизнеописании султана Джалал ад-Дина Манкбурны", написанном около 1241 года, на протяжении всего своего повествования называет его "Души-хан", тогда как Чагатая ханом не называет, а про Октая говорит: "Октай, который в наши дни является ал-хаканом". Ханом называют Джучи также францисканцы Иоанн де Плано Карпини и Бенедикт Поляк, посетившие Татарскую империю в 1245-1247 годах. В их отчетах весьма скрупулезно отражены сведения о правящей верхушке империи, поскольку информаторами францисканцев были представители татарской властной элиты. Так, за исключением самого великого хана Гуюка, никакие другие Чингизиды в отчетах братьев Иоанна и Бенедикта не фигурируют под ханскими титулами. В то время, как Джучи у них обоих упоминается под именем "Тоссук-кан".

Однако у Ата-Малика Джувейни, писавшего свою "Историю завоевателя мира" в 1250-е годы, Джучи упоминается под необычным титулом "Улус-иди" - "властитель улуса".

Еще один факт, подтверждающий версию что Джучи был братом Чингисхана - это его потомки и их взаимоотношения с потомками Чингисхана.

В случае гибели Джучи, если он был сыном Чингисхана, его удел должен был или перейти во владения отца, Чингисхана, либо на него должен был быть назначен другой сын хана. Но ханство переходит к Бату (Батый), который в официальной историографии считается сыном Джучи и внуком Чингисхана. Интересно, что никто из сыновей Чингисхана не претендует на улус Джучи. Почему? Как мог восемнадцатилетний внук стать ханом при живом деде (Чингисхане) и дядях, его сыновьях? Ответ напрашивается сам собой. Только будучи равным по отношению к последним, то есть, племянником Чингисхана и двоюродным братом его сыновей! А сам улус Джучи рассматривался как отдельное ханство, улус брата, и наследовать Джучи должны были именно его потомки.

Поэтому то и при организации похода на Русь и Волжскую Булгарию Джучи придавались силы сынов Чингисхана, двоюродных его братьев, и их детей, внуков Чингиса. И именно поэтому после захвата этих земель никто из них не претендовал даже на маленький клочок завоеванной земли в свое владение.

То, что Джучи был братом Чингисхана, также объясняет и поведение Бату, не претендовавшего на власть в Центральном улусе при назначении ханов после смерти Чингисхана. Свидетели утверждали, что он был могущественным ханом и, будучи родным внуком Великого хана, мог бы занять его место. Но он не занял его по той же самой причине. Наследником мог стать только прямой потомок Чингисхана. А Бату был не внуком, а племянником Чингисхана, сыном Джучи - его брата!

Легенда же о прямом родстве Джучи и Чингисхана, вероятно, была создана уже позже потомками Джучи с целью поднять свой статус, наконец, на "законном основании" обосновать свои притязания на ханский "шатающийся трон" Золотой Орды, на который и так, надо сказать, кроме их самих никто и не претендовал. Ну разве что князья "возрождавшейся с руин" Московской Руси.

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 4912