8 ноября - День Сибири
08.11.2018
Сегодня, 8 ноября, празднуется День Сибири.
Праздник был официально утвержден в 1881 году и приурочен к дате 26 октября (8 ноября по новому стилю), когда в 1581 (по другим источника источникам, в 1582) году казаки под предводительством атамана Ермака, разгромив войска хана Кучума, вступили в столицу Сибирского ханства Искер. Именно с этого времени, по мнению многих историков, начинается процесс превращения Руси в Россию.
Историческая достоверность этой даты вызывает сомнения, поскольку летописцы конца XVI - начала XVII века во многом ориентировались на рассказы еще живых казаков, и даты оставались весьма приблизительными.
В непростое время после убийства императора Александра II недавно взошедший на трон император Александр III учредил государственный праздник - День Сибири - в честь 300-летия ее присоединения к Российской империи. Некоторую пикантность ситуации придает то, что среди ратующих за появление такого праздника были Николай Ядринцев и Григорий Потанин, основатели и идеологи движения сибирского областничества, считавшие Сибирь колонией России, а сибиряков отдельной нацией, требовавшие предоставления Сибири автономии, за что при Александре II подвергались гонениям и арестам.
Государь не только разрешил учреждение праздника, но и обратился к сибирякам с посланием, в котором подчеркнул огромное значение, которое Сибирь имеет для России.
"Надеюсь, - писал тогда государь, - что со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества".
За те 300 лет, что прошли с похода Ермака за Урал, изменения в Сибири происходили медленно и мучительно, ведь изначально по бескрайним просторам было раскидано лишь немногочисленное коренное население, а русских за Уралом практически не было. Но российская длань неторопливо и осторожно накрывала Сибирь: от Урала до современного Красноярска протянулась цепь острогов, городов-крепостей. Эти колышки, вбитые в огромное тело сибирского края, служили единственной опорой и защитой немногочисленным крестьянам-поселенцам, которые перебирались в новую страну из европейской части России.
Жизнь в Сибири была опасна, нередки были конфликты с коренными народами, недовольными произволом московских воевод, утратой своих охотничьих и земельных угодий, действиями русских поселенцев. Естественно, ответ со стороны сибирских воевод чаще всего следовал жесткий, что тоже не добавляло приязни во взаимоотношения коренных и пришлых. Хотя, надо отметить, воеводам напрямую предписывалось обходиться с коренным населением, перешедшим под руку Москвы, "ласково, а не неволей и жесточью".
Хватало и лихого разбойного люда, поскольку с конца XVII века на каторжные работы в Сибирь стали ссылать уголовных и политических преступников. С каторги бежали поодиночке и группами. Многие ссыльные каторжные, честно отбыв срок, также находили в Сибири новую родину.
Словом, в таких условиях и при таком отношении российских властей Сибирь в конце XIX века во многом оставалась мрачным, диким, неизведанным и малолюдным краем.
Понимал это и Александр III. Именно поэтому он не только не препятствовал учреждению Дня Сибири, но и всячески поддерживал эту инициативу.
Учреждение Дня Сибири стало сигналом о том, что в правительстве России помнят о сибирском крае, понимают его огромное значение для империи и будут способствовать развитию его и приобщению к благам цивилизации. Неудивительно, что известие об учреждении праздника вызвало самую горячую радость сибиряков.
Традициями новый праздник оброс достаточно быстро.
Прежде всего, повсеместно было принято вспоминать отцов-основателей: в сибирских городах и поселках служились торжественные молебны в честь Ермака, а также других воевод и атаманов, которые стали строителями сибирских острогов, а население выходило на крестные ходы, отдавая таким образом дань памяти покорителям Сибири.
Не менее насыщенной была и светская часть празднования Дня Сибири. Так у сибирских губернаторов считалось правилом хорошего тона приурочить ко Дню Сибири торжественный прием или бал. Но не только в губернских центрах в День Сибири собирались представители интеллигенции и именитые сибиряки: повсюду устраивались тематические собрания, где обсуждали общие сибирские проблемы и пути их решения, обменивались мнениями, рассуждали о роли Сибири в истории страны. В театрах и образовательных учреждениях к празднику были приурочены спектакли, концерты, выходили в свет специальные выпуски печатных изданий. От благотворителей и меценатов к главному сибирскому празднику ждали крупных пожертвований и, как правило, не обманывались в своих ожиданиях.
Примечательно, что и обе российские столицы также не стояли в стороне от Дня Сибири: сибирские землячества и в Санкт-Петербурге и Москве были достаточно велики, поэтому они устраивали торжественные приемы и собрания, привнося дух сибирского праздника в европейскую часть империи.
Надо отметить, что дата 26 октября (8 ноября), на которую приходилось празднование Дня Сибири, была очень удачной. Осенняя страда завершена, урожай собран, а значит, можно подсчитывать дары щедрой сибирской природы. Гуляли весело и с задором. Почти как Масленица, только осенью.
В последний раз День Сибири отметили в 1918 году, да и то неофициально. Эхо революции уже докатилось до сибирского края, разгоралась Гражданская война…
Была и другая причина забвения и даже прямого запрета празднования Дня Сибири. И в первую очередь, из-за даты: начиная с 1918 года большевики в течение двух дней 7 и 8 ноября торжественно отмечали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Это был главный идеологический праздник Советской России, у него не должно было быть никаких конкурентов. Так День Сибири был упразднен.
Возрождение праздника приходится на 1990-е годы. Вслед за распадом СССР, одна за другой провозглашают независимость бывшие союзные республики, назревает вооруженный конфликт в Чечне, слышны первые выстрелы в Приднестровье, неспокойно в Татарстане и на Кавказе.
В сложившихся условиях "эпидемии сепаратизма", в Новосибирске и ряде других сибирских городов звучат предложения о возрождении Дня Сибири. Эта инициатива вызвала благосклонное отношение руководителей некоторых сибирских регионов, но совсем не понравилась в Москве, где каждый день получали тревожные известия со всех уголков бывшей советской империи. И у руководства новой России идеи о возобновлении празднования Дня Сибири не нашли поддержки.
При этом не стоит забывать, что, что и для многих людей, выросших в СССР, этот праздник в "шаговой календарной доступности" от 7 ноября был неприемлем.
Однако в 2000-х годах традиция его проведения сама собой возрождается в целом ряде сибирских городов: Тюмень, Новосибирск, Омск, Барнаул... Из года в год проходят культурные фестивали и собрания, посвященные празднику. Люди постепенно вспоминают полузабытые традиции.
Начиная со второго десятилетия XXI века вновь и вновь поднимается вопрос о придании Дню Сибири статуса если не общегосударственного праздника, то по крайней мере - памятной даты в государственном календаре. С этой инициативой выступал депутат Государственной думы Олег Смолин, предложивший внести эту дату в реестр Дней воинской славы и памятных дат России. Однако из-за отсутствия заключения Правительства законопроект был отклонен по формальному признаку (в связи с несоблюдением требований Регламента Государственной Думы).
Но мы, сибиряки, верим, что Сибирь и люди, которые живут в этом прекрасном крае, заслуживают собственного праздника. Именно Сибирь является тем самым узлом, что скрепляет воедино европейскую часть страны и Дальний Восток. Здесь сосредоточены неизмеримые богатства, которые и в будущем только увеличат мощь нашего государства.
А значит, День Сибири - праздник, который должен быть!
С праздником, Сибиряки! С Днем Сибири!
Все новости
|