Пазырыкцы: Взаимопроникновение культур
О любой древней культуре (за неимением письменных свидетельств) можно судить лишь на основании археологических раскопок. Эти раскопки обнаруживают либо сходство с другими культурами, либо их различия. Археология же дает весьма скудный материал: древние рисунки (петроглифы), оставленные на камнях, скалах или стенах пещер, или захоронения (часто разграбленные еще в древности). Но даже и сохранившиеся единичные захоронения, как правило, являются местами погребения знати, и не дают полного представления о народе в целом, могилы представителей которого превратились в прах еще две тысячи лет назад, не оставив о себе даже намека на прежнее существование.
Но нельзя рассматривать ни одну культуру, как нечто обособленное, отличное от культур сопредельных территорий. Еще более неверно считать, что новая культура, возникшая на месте существования прежней, есть нечто совершенно отличное от предшественницы. Смена культур происходила, как правило, под влиянием внешних факторов (миграций или оккупаций), приносивших либо новые традиции, либо гибель носителей прежней культуры. Также совершенно неверно считать, что смена традиций происходит сиюминутно - этой смене сопутствует период времени, равный жизни 2-3 поколений, чтобы эти новые традиции не только утвердились в сознании общества, но и умерли носители старых традиций, которые всеми силами будут за них цепляться, не допуская их трансформации.
Во 2-й половине I тысячелетия до н.э. на территории Горного Алтая существовала пазырыкская культура, входившая в ареал скифо-сибирского культурного и исторического единства евразийских степей. Эта культура географически занимала промежуточное положение между древними культурами Енисея, с одной стороны, и культурами Казахстана и Средней Азии, с другой, что, конечно, отразилось на облике самой культуры. Пазырыкская культура была распространена, в основном, на территории южного и центрального Горного Алтая и граничила с рядом культур: на севере - с быстрянской и каменской степного и предгорного Алтая, на востоке - с тагарской и саглынской Хакассо-Минусинской котловины и Тувы, на юге и западе - с кулажургинской Восточного Казахстана.
Являясь составной частью скифского культурного пояса, пазырыкское население имело постоянные контакты с соседями, в результате которых происходил обмен материальными и духовными ценностями, что вело к возникновению на пограничных территориях единых черт в облике культур. Наряду с контактами происходило и взаимопроникновение отдельных групп населения с других территорий в районы распространения соседних культур. При этом возникали специфические черты в облике культуры, происходили изменения, приводившие к образованию новых, пограничных культурных типов. В северные и центральные области Горного Алтая происходило проникновение носителей культур предгорного и лесостепного Алтая, в южные районы проникало население из Восточного Казахстана, Тувы и Западной Монголии. Это фиксируется в виде поселений, изменения (даже слияния) некоторых черт погребальной обрядности и сопроводительного инвентаря. Все это вело к неоднородности культуры в различных местах ее распространения.
Пазырыкская культура возникла из предшествовавшей ей майэмирской культуры (VIII-VI век до н.э.) под влиянием новых культурных традиций, занесенных второй волной динских и западных скифских эмигрантов. Эволюционные процессы, связанные с инокультурными контактами, развитием производительных сил и мировосприятия пазырыкского общества, происходили на всем протяжении существования культуры. В скифское время произошло много различных изменений, например, переход от бронзовых орудий к железным, но этнокультурный характер оставался, в основном, неизменным. На протяжении всего периода бытования культуры сохранялась так называемая скифская триада - конское снаряжение, оружие и предметы, выполненные в зверином стиле. В конце III в. до н.э. в результате хуннского завоевания на территорию Горного Алтая проникают группы носителей хуннской культуры, начинается постепенное вытеснение и ассимиляция населения, трансформация и смена культуры скифского облика. В результате чего скифо-пазырыкская культура перестала существовать, сменившись хуннской, а позже тюркской.
Как следствие, из-за ассимиляции культур, особенно в приграничных зонах, в археологии особое развитие принимает новое направление: изучение культурно-исторических процессов в какой-то отдельной местности в определенный период времени. Это дает возможность охватить весь комплекс материальной и духовной культуры населения данной территории, сопоставить археологические и этнографические данные для создания наиболее полного представления об этно-культурных группах, населявших этот район - создание максимально полного описания микрокультуры. А уже затем, сравнение результатов позволяет выявить сходства в основных чертах, а, значит, и ареал распространения культуры в целом, а также ее взаимоотношения с соседними культурами.
В Горном Алтае можно выделить несколько таких естественно обособленных микрорегионов: Чуйская степь и плато Укок, Улаганское плато, Долина Чулышмана, Уймонская степь и Средняя Катунь. На каждый из них оказывало более сильное влияние соседство с соответствующим приграничным регионом, однако естественная (геофизическая) обособленность этих микрорегионов не давала возможности глубокого проникновения соседних культур. Так, например, территория долины Средней Катуни представляет своеобразную границу между кочевым и оседлым населением Горного и Предгорного Алтая, а географическое положение этого района делало его транзитным пунктом обмена между Степью и Высокогорьем.
В то же время, наблюдается не только взаимопроникновение соседних культур. Так разнообразные формы керамики, являющиеся, может быть, самыми яркими примерами, имеют массу аналогий не только на Алтае, но и в культурах древних кочевников Азии. О культурных связях пазырыкцев более убедительно может сказать орнаментация керамических сосудов. Так, точечные вдавления и зигзагообразные налепы встречены на керамике из северо-западной Туркмении (V-II века до н.э.) и из Минусы (тесинский этап, II век до н.э.-I век н.э.). Точечные вдавления и косые насечки в сочетании с подковообразными налепами были широко распространены в большереченско-быстрянской керамике, а отдельно подковообразные налепы характерны для Джетыасарской культуры и для усуней Семиречья и Тянь-Шаня. Поясные налепы с насечкой зафиксированы в керамическом комплексе Чирикрабатской и Кулажургинской культур Казахстана, а налепы-пояса в сочетании с подковообразными налепами зафиксированы в Туве (V-II века до н.э., могильник Аймырлыг). Достаточно характерный для Казахстана (например, Джетыасарская культура) орнамент в виде выдавленных вокруг горла сосуда полос встречается и в памятниках юго-восточного Алтая (Ташанта-2). Традиция расписывать сосуды волнистыми вертикальными линиями черной краской, скорее всего, местного происхождения, хотя подобный орнамент встречен на отдельных сосудах из Казахстана (Унгур-Кора-1, III-II вв. до н.э.), Тувы (Аймырлыг) и Монголии (Чандманьская культура). Носики-сливы достаточно характерны практически для всех культур Казахстана, а налепы-ушки иногда встречаются на сосудах из Казахстана (Куюсайская культура), Минусы (Таштыкская культура) и Предгорного Алтая (Быстрянская культура). Отверстия в сосудах, особенно в сочетании с налепами, часто встречаются в керамике из Тувы, Монголии, Степного и Предгорного Алтая. Прослеживается определенное сходство орнаментированных насечкой валиков-поясов, а также налепов на керамике раннего железного века со швами и кожаными петлями ручек на кожаных сосудах.
Оглавление:
|