Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Вопросы этнической истории

I тысячелетие до н.э. является важной эпохой в этнической истории населения Тувы. Исследование этногенетического процесса-сложная задача исторической науки, которая может решаться лишь с учетом данных целого ряда смежных дисциплин: археологии, антропологии, лингвистики и фольклора. Мы располагаем только данными археологии и антропологии, которые к тому же недостаточны для полного и детального решения вопроса об этнической истории Тувы в уюкокое время. Правда, они позволяют проследить ее основные этапы.

Судя по многочисленным погребальным памятникам, территория Тувы в уюкское время (особенно в V-III веках до н.э.) была более густо заселена, чем в предшествующие эпохи. Это связано с теми изменениями, которые происходили в экономике и хозяйстве местных племен при переходе от бронзового века к железному. Определенная однородность могильного инвентаря из курганов уюкского времени свидетельствует о близости материальной культуры населения Тувы в это время.

Изучение антропологических материалов показывает, что в этот период на территории Тувы в основном жили люди смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт. Однако различие в устройстве погребальных сооружений и курганов, а также находки черепов чистых европеоидов и монголоидов в уюкских погребениях говорят о неоднородности населения Тувы в этническом отношении. Все это позволяет предполагать, что в уюкское время в Туве жили различные по происхождению и антропологическому типу этнические группы, имевшие много общего в хозяйстве и материальной культуре и составлявшие единый племенной союз.

Особую этническую группу среди населения Тувы в уюкское время, несомненно, представляли племена, оставившие после себя курганы с цистами на горизонте. Этот тип погребений, относящийся к раннему этапу и встречающийся в большом количестве почти во всех районах Тувы, по-видимому, принадлежит той группе племен, которая входила в состав коренного населения Тувы еще в эпоху бронзы.

Во вторую этнически обособленную группу входили люди, оставившие каменные курганы с кольцами или с квадратными оградами и херексурами. Они, по-видимому, имели ближайшую родственную связь с племенами Монголии, так как именно эти типы погребальных сооружений наиболее широко распространены на ее территории. На эту связь указывают также оленные камни.

Третья этническая группа была представлена людьми, оставившими после себя земляные курганы. В этих наиболее грандиозных сооружениях с пышными погребениями, в которых, вероятно, хоронили племенных вождей уюкского родоплеменного союза. Эти люди, очевидно, еще издавна были коренным населением Турано-Улуг-Хемской котловины.

При изучении этнического состава населения Тувы в уюкское время должны быть учтены не только различия в устройстве погребальных сооружений, но и общие черты в обряде погребения, в частности положение скелетов и ориентировка их головой на запад, северо-запад, в основном характерная для всех типов погребальных памятников уюкского времени. Следует также обратить внимание на эволюцию погребальных сооружений и их инвентаря от простых форм к более сложным в течение 4-5 столетий.

Возможно, что каменные курганы с кольцами и подквадратными оградами являлись простейшими типами херексуров, более сложных погребальных сооружений. Представляется, что погребения в деревянных срубах и каменных ящиках не являются признаками этнического различия людей, оставивших после себя эти памятники. Об этом свидетельствуют одинаковое положение покойников в скорченном виде головой на запад или северо-запад и сходство инвентаря и антропологического типа. Эти погребальные сооружения, по-видимому, принадлежали одной этнической группе племен, но возводились на разных этапах уюкской культуры. Камеры-срубы, построенные в грунтовых ямах под каменными и земляными насыпями, относятся главным образом к V-IV векам до н.э., а каменные ящики (предназначенные для одиночных и детских погребений) под насыпью, врытые в землю или впускные, сооружались в III веке до н.э.

Население Тувы в уюкское время имело много общего в антропологическом отношении с племенами Алтая, Казахстана, Тянь-Шаня и Памира, среди которых также была обнаружена монголоидная примесь. Отмеченное сходство обитателей этих территорий, возможно, говорит об их этнических связях. Северные соседи уюкоких племен Тувы (тагарцы Минусинской котловины) были в основном чистыми европеоидами, а их юго-восточные соседи (носители плиточной культуры Монголии и Забайкалья) - монголоидами.

Монголоидные элементы в конце III - начале II века до н.э.проникали в Туву, Казахстан, Киргизию, на Алтай, а также в Хакасию из Центральной Азии, где в это время жили представители монголоидной расы. По данным китайских летописей, около 201 года до н.э. территория Тувы, а затем и Хакасии подверглась завоеванию хуннов. Вследствие этого население Тувы смешивалось с пришлыми племенами, которых в Туву "загнали" хунны, господствовавшие в то время в Центральной Азии, в частности в верховьях Енисея. Все это хорошо подтверждается археологическими материалами из раскопок курганов указанного времени в Туве.

В этот период в Туву проникает и распространяется новый погребальный обряд (погребения в деревянных камерах или гробах, а также в колодах). Таким образом, в конце III века до н.э. в результате гуннского завоевания уюкская культура, а вместе с ней и скифский период в Туве, прекращает существование и уступает место новой, шурмакской культуре, сформировавшейся на основе предшествующей уюкской под сильным влиянием нового пришлого населения.

С хуннским нашествием меняется не только облик материальной культуры населения Тувы, но также начинается процесс изменения его антропологического типа. В этот период вновь устанавливаются более тесные этнические связи населения Тувы с населением Минусинской котловины. В I веке до н.э. часть населения Тувы вместе с гяньгунями (вытесненными хуннами со своих исконных земель в Северо-Западной Монголии) ушла через Саяны в Минусинскую котловину и приняла участие в сложении таштыкской культуры. Об этом свидетельствуют первые, появившиеся в это время на среднем Енисее погребения в колодах, характерные для шурмакской культуры. В погребениях же таштыкских курганов Минусинской котловины найдены как сосуды уюкского времени, так и шурмакоких типов.

Уюкская культура Тувы не исчезла бесследно. Многие ее элементы вошли в последующую культуру Тувы. Это отчетливо прослеживается в погребальных сооружениях, обрядах погребения и могильном инвентаре шурмакской культуры. Деревянные погребальные камеры шурмакских курганов, сделанные из досок или плах, по-видимому, являются упрощенными типами срубов из бревен и плах уюкских курганов. В шурмакское время, также, как и в уюкское, покойников иногда хоронили под насыпью на уровне горизонта без всякого сопроводительного инвентаря, а в могилу клали скорченно, на левом боку, головой на запад или северо-запад. Некоторые отзвуки изобразительного искусства уюкских племен находим мы и на писаницах шурмакской культуры.

При сложении последующих позднейших культур, несомненно, используется тысячелетнее наследие прошлого. Скифо-сибирские черты входят в качестве определяющего элемента в новое культурное развитие. Этим объясняется и та близость, которую мы можем наблюдать во всех сторонах культуры: в оружии, орудиях, керамике, украшениях и памятниках искусства и письменности на всей территории, в прошлом являвшейся ареной развития скифо-сибироких особенностей.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 4058