Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Исследование памятников Уюкской культуры

О памятниках уюкского времени упоминалось еще в XVIII-XIX веке в отчетах и сообщениях русских ученых и путешественников по Центральной Азии и Саяно-Алтайскому нагорью. Они содержат некоторые сведения о памятниках уюкской культуры, не указывая при этом на их датировку.

Первые научные раскопки курганов скифского времени на территории Тувы были произведены в северной ее части на реке Уюк А.В.Адриановым в 1915-1916 годах. В 1926, 1927 и 1929 годы археологическими исследованиями в Туве занимался С.А.Теплоухов, исследовавший свыше 160 памятников, в том числе 45 курганов и поминальных сооружений уюкского времени.

Систематическое изучение археологических памятников Тувы началось лишь после ее вхождения в 1944 году в состав СССР. В 1947 году в Туве работала Саяно-Алтайская археологическая экспедиция АН СССР под руководством профессора С.В.Киселева при участии Л.А.Евтюховой и Л.Р.Кызласова. Ими были зафиксированы различные археологические памятники (оленные камни, земляные насыпи, каменные курганы), относящиеся к уюкской культуре. В 1953-1955 годы археологические разведки и небольшие раскопки производил сотрудник Тувинского республиканского краеведческого музея С.Вайнштейн и сотрудник Музея антропологии и этнографии АН СССР А.Грач. В 1955-1960 и 1962 годы во многих районах Тувы работала археологическая экспедиция МГУ под руководством Л.Р.Кызласова. В 1955 году к полевым археологическим исследованиям приступил Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Его экспедиции в 1955-1957 годы возглавлял С.И.Вайнштейн, а в 1960-1969 годы -М. X. Маннай-оол. В 1957-1963, 1965-1966 годы в Туве работала Тувинская археолого-этнографическая экспедиция ИЭ АН СССР под руководством Л. П. Потапова, археологическими отрядами которой руководили А.Д.Грач, С.И.Вайнштейн и В. Д. Дьяконова. С 1965 года в Туве начала работать Саяно-Тувинская археологическая экспедиция ИА АН СССР под руководством А.Д.Грача, занимающаяся изучением археологических памятников в зоне водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС.

Первые исследователи археологических памятников скифского времени Тувы, естественно, не могли дать их более или менее полную классификацию, так как не располагали в то время достаточным количеством материалов. Наиболее полную и научно обоснованную классификацию археологических памятников Тувы от эпохи камня до этнографической современности создал Л.Р.Кызласов.

При выделении уюкской культуры Л.Р.Кызласов учел и описал все известные в то время виды археологических памятников скифского времени Тувы (погребальные и поминальные сооружения, круги из восьми камней, оленные камни, писаницы и случайные находки). Он выделил шесть особых типов погребальных сооружений (среди них, прежде всего, земляные курганы, давшие обширный и яркий материал по этой культуре) и подробно охарактеризовал погребальный обряд каждого из этих типов погребений с учетом всех деталей их устройства и инвентаря. Также Л.Р.Кызласов впервые установил общую датировку уюкской культуры периодом VII-III веков до н.э., выделив два хронологических этапа в развитии уюкской культуры: ранний (VII-VI века до н.э.) и поздний (V-III века до н.э.).

Более полно с точки зрения поликультурности анализ археологических памятников скифского времени Тувы дал А.Д.Грач, утверждавший, что выделение культуры не может быть основано на единичных памятниках какого-то района, а должно основываться на всех известных материалах для той территории, которую занимала та или иная культура. По его мнению, погребальные памятники Тувы скифского времени разделяются на два варианта: алтайский и местный центральноазиатский. К алтайскому варианту он отнес единственный известный на то время в Туве курган с алтайским (пазырыкским) погребальным обрядом (с сопроводительным захоронением коня), а к центральноазиатскому - курганные погребения в камерах-срубах. Наряду с алтайскими и центральноазиатскими вариантами он без какой-либо аргументации выделил из погребальных комплексов уюкского времени еще памятники так называемой монгун-тайгинской культуры (курганы с погребениями в цистах).

Однако выделение алтайского варианта среди памятников уюкской культуры на основании одного единственного погребения не нашло поддержки других исследователей. Соседство Тувы с Алтаем, несомненно, способствовало проникновению некоторых алтайцев в Туву, а также существование разнообразных связей народов Тувы (в том числе, и брачные) с майэмирско-пазырыкскими племенами Алтая.

Раскопки последующих лет показали, что курганы с погребениями в цистах, называемые А.Д.Грачом памятниками "монгун-тайгинской культуры", относятся к раннему этапу уюкской культуры (VII-VI века до н.э.), что было отмечено Л.Р.Кызласовым. Таким образом, попытка А.Д.Грача "расчленить" археологическую культуру Тувы скифского времени на "ряд групп и вариантов, которые вследствие своей разнородности не могут быть объединены в единую археологическую культуру" выглядит достаточно необоснованно.

Вероятнее всего, археологическую культуру Тувы скифского времени следует назвать вслед за Л.Р.Кызласовым уюкской.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 3093