Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Наскальные изображения

Среди археологических памятников уюкской культуры важное место занимают наскальные изображения – петроглифы. Они наглядно дополняют знания о хозяйственной деятельности и об идеологических представлениях уюкских племен. Писаницы уюкского времени встречаются практически во всех районах Тувы. Исследованные комплексы обнаружены в Овюрском, Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском и Улуг-Хемском районах.

Большую работу по сбору и изучению наскальных изображений Тувы проделал А.Д.Грач, описавший в 1953 и 1955 годах большое число писаниц в южных, западных и частично в центральных районах, где были сосредоточены богатые комплексы этих памятников. А.Д.Грач систематизировал наскальные изображения Тувы, однако предложенные им датировка и классификация этих изображений нуждаются в серьезном уточнении.

Датировка А.Д.Грача основана на стилистическом сходстве изображений горных козлов с древнетюркскими каганскими знаками-тамгами и на сопоставлении их с этнографически известными рисунками на шаманских бубнах народов Южной Сибири. Недостаточная обоснованность датировки, базирующаяся только на сравнительно-этнологическом анализе, очевидна. Поэтому Л.Р.Кызласов, изучая древнетюркские памятники Тувы, справедливо писал: "Не может считаться решенным вопрос об отнесении каких-либо известных писаниц в Туве к VI-VIII векам н.э., хотя они, безусловно, были".

Так решающее значение для датировки, как указал сам А.Д.Грач, "может иметь совпадение изображений на скалах с надежно датированными предметами искусства из металла, а также дерева и кости". Пока не существует надежных данных, которые бы говорили в пользу датировки изображений горных козлов древнетюркским временем. При раскопках большого числа курганов этого времени как в Туве и Монголии, так и на Алтае не найдено ни одного предмета (украшения, какого-либо произведения искусства или орнамента), сюжетом которого было бы изображение горных козлов, подобных выбитым на скалах.

Таким образом, успешное решение проблемы датировки и классификации этих памятников имеет большое научное значение для их правильного понимания, для интерпретации относительно той конкретной эпохи, с которой они связаны, для превращения их в исторический источник. Что касается интерпретации А.Д.Грача, то она, будучи построена на неправильной, как было показано в предыдущей главе, хронологической классификации, не отражает ту эпоху, когда эти наскальные изображения были созданы.

По мнению современных ученых, подавляющее большинство опубликованных писаниц Тувы относится ко времени уюкской культуры (VII-III век до н.э.) и к раннему этапу последующей шурмакской культуры (II век до н.э. - I век н.э.). Эти изображения, несомненно связанные с тотемистическими и культово-магическими представлениями древних людей, вместе с тем отражают картины реальной жизни.

Писаницы скифо-сарматского времени (VII-I века до н.э.) датируются по аналогиям и синхронным изображениям на других территориях, главным образом, по аналогиям с бронзовыми изделиями, изображающими оленей и относящимися к тагарской культуре (VII-I века до н.э.), а также по рисункам на оленных камнях Тувы и Монголии, датируемых тем же периодом.

Среди наскальных рисунков Тувы VII-I веков до н.э. в большинстве случаев встречаются различные изображения диких животных. Это схематические или стилизованные фигурки оленей с пышными ветвистыми и "деревообразными" рогами, горных козлов, маралов, кабанов, дзеренов, волков, лисиц, змей и т.п. Встречаются и изображения быков, лошадей, верблюдов и коз. Кроме отдельных рисунков диких и домашних животных имеются целые бытовые сцены из жизни, а также культовые композиции. Особенно интересны сцены облавной и одиночной охоты на оленей, горных козлов и т.п., на которых люди всегда были изображены несколько примитивнее и схематичнее, нежели сами животные, причем конные или пешие охотники обычно были вооружены луками и стрелами.

Одним из главных объектов тувинских наскальных рисунков в VII-I веков до н.э. являются фигурки оленей. Контурные или силуэтные изображения оленей выбиты точечной техникой в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Животные изображены в стоячем положении, в движении, в "летучем галопе" или с подогнутыми ногами. Рисунки галопирующих оленей и лосей имеют стилистическое сходство с изображениями на металлических бляшкак из тагарских курганов Минусинской котловины или скифских курганов Северного Причерноморья.

Многие изображения писаниц уюкского времени (фигурки оленей, лосей, кабанов, лошадей) как стилистически, так и композиционно не только сходны с рисунками на оленных камнях, но и выполнены одновременно в одной и той же технике.

По техническим, стилистическим приемам, сюжетным и композиционным замыслам фигурки горных козлов не имеют особых отличий от изображений оленей, лосей, маралов и кабанов уюкского времени. Вместе с этими животными они часто участвуют в одних и тех же сценах. Встречаются также одиночные или групповые изображения козлов, но в едином комплексе с теми же оленями, маралами и др.

Все эти сильно стилизованные изображения козлов выбиты на скалах точечной техникой в обычной манере "скифо-сибирского звериного стиля", который является общим для изобразительного искусства племен, живших в степных районах Евразии в VII-I века до н.э.

Более поздние выбиты в ажурном стиле. Надо сказать, что древние художники хорошо знали все признаки, характерные для этих животных, и всегда правильно улавливали внешний облик горных козлов, передавая основные черты строения их тела в разных позах: в профиль вправо, влево, в движении или в состоянии покоя.

Есть сцены, когда козлы являются объектами облавной или одиночной охоты конных и пеших лучников, а также объектами нападения и погони за ними волков и собак. Древние мастера при изображении этих животных особенно тщательно и с любовью, правда иногда несколько утрированно, подчеркивали их рога. Например, встречаются фигурки как с длинными, вытянутыми назад или обращенными вверх рогами, так и с волютообразными или спирально закрученными рогами, как бы вписанными один в другой.

Несущественные и частные технические и стилистические различия среди наскальных изображений уюкского периода в пределах длительного времени (с VII по I век до н.э.) объясняются своеобразными особенностями почерков художников и разновременностью их нанесения. Раннесредневековые (древнетюркские) наскальные рисунки резко отличаются от изображений VII-I веков до н.э. как по своим стилистическим, так и техническим особенностям. Хорошо датированные средневековые писаницы Хакасии и Алтая представляют собой прочерченные резным контуром реалистические изображения людей, домашних и диких животных.

Наскальные изображения горных козлов и оленей уюкского времени, близкие аналогии по технике, сюжету и стилю среди наскальных изображений Хакасии, Монголии, Алтая, Казахстана, Киргизии, Тибета, находят многочисленные аналогии, а иногда точные копии среди металлических, керамических и других изделий из курганов Хакасии, Тувы, Алтая, Казахстана и Средней Азии, относящихся к VII-I векам до н.э.

Таким образом, все приведенные данные позволяют вполне обоснованно относить изображения горных козлов на тувинских писаницах к VII-I векам до н.э.

Суммируя изложенное, можно вполне обоснованно утверждать, что уюкские писаницы лишний раз свидетельствуют о тесной культурной связи уюкских племен с другими племенами Центральной и Средней Азии. Большое сходство, а иногда и полное совпадение различных фигур синхронных наскальных изображений на обширной территории от Памиро-Алая и Тянь-Шаня до Монголии и Тибета говорит об одинаковом укладе жизни населявших их племен и народов в VII-I веках до н.э. и вытекающей из этого общности их идеологических представлений.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 3374