Григорий Иванович Чорос-Гуркин
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (сейчас город Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос.
Мальчиком Григорий Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски. Но скоро однообразный перевод по шаблону глаз, носов и бровей наскучил Григорию, и он все чаще стал рисовать то, что видел вокруг.
В 13 лет Григорию пришлось бросить учебу, но по просьбе руководителя миссии отца Макария (впоследствии митрополита Московского и Коломенского) он еще полтора года работал в иконописной мастерской. Вскоре часть мастеров переехала в Бийск, где была образована артель, и мастерскую закрыли. Почти 5 лет Гуркин пытался зарабатывать на жизнь преподаванием сначала учителем в Улале, затем в селе Паспауле. Но все же стремление к искусству победило, и в 1890 году он переехал в Бийск, где поступил в иконописную мастерскую. Быстро пройдя путь от ученика до ведущего мастера артели, он работал в ней до 1894 года, потом перешел к подрядчику по постройке иконостасов Борзенкову.
Но это лишь внешняя сторона биографии художника. Работая учителем и совершенствуясь в иконописном ремесле, все тверже становилось убеждение посвятить себя искусству. Все эти годы Гуркин буквально не расставался с альбомами. Уже эти рисунки - пейзажи и жанровые сцены - показывают наблюдательность автора: стремление передать общее впечатление от увиденного в совокупности с тщательно прорисованными деталями.
Первым подлинным образцом Гуркинского творчества ранней поры является картина "Жертвенная ночь" или ("Камлание"), написанная в 1895 году. Она по своему значению является этапным произведением, поскольку в ней, воплотился результат его предшествующего развития, и одновременно, она стала началом его нового большого пути в искусстве. В картине гармонично сочетались непосредственность и задушевность в изображении природы, но, главное, та смелость, с какой автор преодолел трудности, вызванные изображением сложного освещения.
В 1896 году Г.И.Гуркин познакомился с приехавшим в Бийск на каникулы учеником регентских курсов Петербургской певческой капеллы Андреем Викторовичем Анохиным, которому тогда было всего двадцать два года, но он уже знал несколько европейских языков и занимался не только музыкой, но и историей, этнографией и фольклором родного края. Он со вниманием и серьезностью отнесся к влечению Гуркина к искусству, и стал горячо убеждать его всерьез заняться развитием своего таланта, а для этого в те времена был только один путь - ехать в Санкт-Петербург. Не без колебаний, может быть, движимый стремлением хотя бы одним глазком взглянуть в музеях столицы на творения великих мастеров, Г.И.Гуркин согласился. Потребовался еще целый год упорного труда, прежде чем было собрано 800 рублей, из которых половина была оставлена жене, а с другой осенью 1897 года два друга отправились в далекую столицу.
Но столица неприветливо встретила алтайского художника-самоучку. Уже практически отчаявшись, Гуркин все же добился аудиенции у вице-президента Академии Художеств И.И.Толстого, где ему предложили показать работы И.И.Шишкину, который, увидев работы молодого художника, сказал: "Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной". Так решилась судьба алтайского художника: он не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством самого И.И. Шишкина, с которым проработал только одну зиму, но это время определило для него многое.
Уже смертельно больной И.И.Шишкин свои последние месяцы посвятил новому ученику из далекого, еще почти никому неведомого Алтая, как будто торопился всему научить и развить своего ученика.
Так, в упорной работе прошли осень 1897 и зима 1898 года. Г.И.Гуркин учился не только основам реалистического искусства, но, главным образом, умению пристально вглядываться в природу и подмечать ее характерные черты (строение дерева, растений, камней), то есть тому, чем Шишкин владел в совершенстве. За несколько месяцев работы с Шишкиным, по сути, Г.И.Гуркин получил от него все, что ему было необходимо. Годы, проведенные затем в Академии художеств, были посвящены главным образом совершенствованию техники письма.
После смерти учителя Г.И.Гуркин возвращается на Алтай, где прожил около года. Уже в марте 1899 года художник возвращается в Санкт Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую А.А.Киселева и становится вольнослушателем его мастерской. В декабре 1900 года по состоянию здоровья он уезжает на Алтай, где живет до 1901 года, следующий год и половину 1903 года Г.И.Гуркин работает в Санкт Петербурге, а к лету вновь, уезжает на родину, и возвращается в Академию лишь в конце 1904 года. В ноябре 1904 года Г.И.Гуркину, наконец, было разрешено представить картину на соискание звания художника. Однако последующие события помешали этому. Надвигалась революция 1905 года, занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ от стипендии ставят Г.И.Гуркина в безвыходное положение: он уезжает на родину.
Гуркин поселяется в небольшом селе Анос, расположенном на левом живописном берегу Катуни. Здесь, у подножия горы Ит-Кая, он построил дом и просторную светлую мастерскую. Большой сад и пруд, в котором отражались собственноручно посаженные молодые пихты и березы, шестигранная традиционная алтайская юрта в саду, соседство с любимой Катунью, на которую открывался великолепный вид с террасы, разнообразная по краскам природа Аноса и его окрестностей - все это содействовало творческому горению художника, постигавшему тайны мастерства, тайны общения с природой. Именно в эти годы окончательно формируется основная заповедь его творческого кредо - "быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай".
Последующие 1906-1907 годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири.
Пробудившееся национальное самосознание заставляло его разносторонне и глубже изучать жизнь своего народа, чтобы нагляднее и убедительнее выразить его в искусстве. Оно же побудило его с этого времени подписывать свои произведения не просто Г.И.Гуркин, а Г.И.Чорос-Гуркин, подчеркивая свою принадлежность к алтайцам из рода Чорос.
1907 год оказался значительной вехой в творческой биографии художника. Он ищет собирательный образ алтайской природы, стремится к созданию такой картины, которая несла бы в себе глубокое идейное содержание, выражала не только внешнюю красоту природы Алтая, но и отношение к ней живущих там людей. Произведением, наиболее полно воплотившим поиски эпического образа алтайской природы, стала картина "Хан Алтай", законченная осенью 1907 года.
На первой персональной выставке Г.И.Гуркина в Томске в декабре 1907 - январе 1908 годов, организованной Томским Обществом любителей художеств, было представлено 308 работ. Большое место в экспозиции заняло изображение горных рек, особенно "неугомонной красавицы" Катуни. По откликам газет, выставка имела большой успех. Неделя, когда экспонировались произведения художника, была названа "неделей Гуркина". Успех окрылил живописца. Он с головой уходит в работу.
Вторая персональная выставка Г.И.Гуркина открылась 3 марта 1910 года в Томске. На ней было представлено 242 работы. Лучшие среди них "Озеро Тайменье", знаменитое произведение художника "Озеро горных духов", "Корона Катуни". В том же году работы хужожника были представлены в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 году Гуркин делает выставку в Барнауле. На выставках было уделено место и картинам, изображающим некоторые бытовые сцены из жизни алтайцев, но этот жанр в произведениях Г.И.Гуркина занимает лишь второстепенное место, а, главным образом, художник, как пейзажист, выдвигает на первое место алтайскую природу. Затем, вплоть до 1915 года, Гуркин не делал больших выставок.
Следующие 1913-1914 годы Гуркин работал в Аносе. Его известность росла, появились ученики, новые друзья, знакомые, так что дом его редко бывал без гостей, особенно летом.
Долголетняя дружба, основанная на глубоком взаимопонимании и любви к Алтаю, связывала Гуркина с известным русским и советским писателем, автором романа "Угрюм-река" В.Я.Шишковым. В.Я. Шишков был распорядителем третьей по счету выставки в Томске в марте 1915 года. Выставка получилась грандиозной: здесь было все лучшее, созданное Г.И.Гуркиным за двадцать лет творчества.
С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции Г.И.Гуркин был, втянут в общественно-политические дела. Не разобравшись в сложной политической ситуации в стране в целом, в Сибири и на Алтае в частности, он согласился стать сначала председателем Алтайской Горной думы, созданной под руководством эсеров, а затем Каракорумской Управы - националистической организации, также созданной эсерами. От буржуазно-демократической деятельности в начале до контрреволюционной политики - вот тот путь, который проделала Горная дума, а затем Каракорумская Управа с июня 1917 по июль 1918 года, когда в Горном Алтае был установлен военно-империалистический режим Колчака.
В период Колчаковского режима Г.И.Гуркин был дважды арестован колчаковцами и заключен в тюрьму города Бийска. Затем художник решил покинуть Алтай. В первой половине декабря 1919 года он вместе с двумя сыновьями (дома остались жена и двое других детей) двинулся по Чуйскому тракту к монгольской границе. Надписи на работах 1920, 1921 года гласят, что пребывание в Монголии было связано с небольшим городком северо-западной Монголии Уланком и местечком Улясы.
Во второй половине 1921 года Г.И.Гуркин вместе с отрядом руководителя тувинских партизан Сергея Кочетова, который в сентябре 1921 года совершал рейд по территории Монголии, перебирается в Туву.
В середине 1925 года, незадолго до отъезда на Алтай, Г.И.Гуркин переезжает в Кызыл - столицу Тувы. Тувинский период характеризуется тем, что художник убеждается, что только Советская власть есть власть народная и справедливая. Г.И.Гуркин устанавливает связь с родным Алтаем. Мечтает вернуться на Родину и для этого пишет в октябре 1924 года письмо в Москву в Комиссариат иностранных дел СССР. Прося разрешения вернуться, домой, заверяя Советское правительство, что отдаст все свои силы, опыт и знания делу развития культуры алтайского народа. Такое разрешение он получает, и осенью 1925 года отбывает на Алтай.
Сибирь оказывает теплую встречу: в Новосибирске состоялась выставка, организованная газетой "Советская Сибирь", она "представляла до 200 картин, этюдов, рисунков-портретов, в том числе последние работы. После выставки в Новосибирске он выехал в Улалу.
В Улале, ставшей к тому времени столицей автономной области, Гуркин узнает, что его дом и мастерская в Аносе национализированы, и семья живет в чужом доме. Визиты к начальству ни к чему не привели. Молодое руководство области еще не могло определить своего отношения к возвращенцу, и Г.И.Гуркин на некоторое время поселяется в Улале.
В эти годы происходит интенсивное объединение и сплочение художественных сил молодых республик под знаменами Ассоциации художников революционной России (А.Х.Х.Р.), идет напряженная подготовка к 8-й выставке А.Х.Х.Р. "Жизнь и быт народов СССР". Выставка открылась 3 мая 1926 года. Произведения Г.И.Гуркина не затерялись среди почти двух тысяч произведений других художников. В предисловии к каталогу 8-й выставки А.Х.Х.Р. А.В.Луначарский писал: "Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Г.И.Чорос-Гуркина, Ойротского художника. Как забралась на Алтай такая утонченная техника - я уж не знаю".
Участие в московских выставках 1926 года было последним, большим выступлением Г.И.Гуркина. Сразу же после приезда из Москвы он совершает последнее путешествие к Белухе. Истосковавшись за годы странствий по любимым местам, художник спешит к ней, горя желанием снова увидеть ее - красавицу и гордость Алтая. Эта поездка вызывает у него необычный прилив творческого вдохновения, он много и упорно работает. Последняя поездка в высокогорье надолго зарядила художника впечатлениями, наблюдениями, новыми замыслами, дала ему большой запас живописного материала, который он будет реализовывать в 30-е годы.
В конце 1920-х - начале 1939-х годов художник создает ряд классически ясных, цельных по композиции и очень тонких по цвету полотен. Они по-прежнему говорят о его раздумьях над величием и вечностью природы. Одни из этих работ панорамные, другие, "Горное озеро. Вечер"(1926), "Маральник цветет", "На перевале" (1920) дают более, камерное решение.
Летом 1934 года по приглашению Екатерины Ивановны Калининой, директора Чемальского совхоза и Дома отдыха, он написал им большую картину "Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем". Картина написана очень хорошо, красочно и колоритно. Но, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной "Хан-Алтай" 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое из задуманного Г.И.Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Судьба образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом "Хан - Алтая" 1907 года. При внешней похожести это две совершенно разные картины. В их основе жизненный опыт и его оценка. Если в 1907 году художник славил красоту великанов - гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве, то в 1936 году художник пишет картину более суровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа, драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Не только личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировали образ "Хан - Алтая" 1936 года.
В изданиях о жизни и творчестве Г.И.Гуркина мало сказано о дальнейших скитаниях художника, об этом сказано почти шепотом: исчез в 1937...
|