Опубликовано (обновлено) в каталоге: 09.10.2015

Могильник Кок-Паш

Расположение: Республика Алтай, Улаганский район

посмотреть на карте

Могильник Кок-Паш расположен в окрестностях одноименного поселения в трех километрах к югу от могильника Кудыргэ на мысе южнее слияния рек Башкаус и Чулышман. Из-за территориальной близости оба эти могильника часто рассматривают как единый погребальный комплекс. Однако могильник Кок-Паш в целом более древний и относится к предтюркской (позднескифской) и раннетюркской эпохе (III-VI век н. э.), хотя встречаются и единичные захоронения позднего средневековья вплоть до первой половины XVIII века.

На площади могильника расположено всего около 300 древнетюркских ритуальных сооружений и курганов, представленных каменно-земляными насыпями и кольцевыми выкладками с задернованной серединой. Выделены три типа наземных погребальных сооружений: четырехугольные многорядные ограды-крепиды из вертикально и горизонтально установленных каменных плит; подпрямоугольные однослойные ограды-выкладки из каменных плит; овальные однорядные кольцевые ограды-выкладки из каменных блоков и булыжников. Курганы представляют собой каменно-земляные насыпи округлой формы диаметром от 2.5 до 5.5 метров, высотой от 0.2 до 0.9 метра. Глубина могил от 0.7 до 2.5 метров.

В период с 1982 по 1984 годы на могильнике Кок-Паш было исследовано 45 погребений. В последующие годы исследованы погребальные сооружения на двух участках, отдельными группами со структурой ряда на северном и южном участках могильника. Всего к настоящему времени исследовано 56 разновременных погребений в северной и южной частях комплекса.

В целом, для обряда погребения характерны трупоположения на спине преимущественно с южной ориентировкой в каменных ящиках, деревянных колодах и рамах, в каменных выкладках из булыжника, а также в грунтовых ямах. Нельзя не отметить близость кок-пашских могил по ряду признаков (над- и внутримогильные сооружения, обряд трупоположения на спине с преимущественно южной ориентировкой) с одиночными погребениями без коней на могильнике Кудыргэ, вероятно, представляющих собой наиболее позднюю хронологическую группу в ряду этого типа памятников. Это позволяет говорить о более ранней дате части кудыргинского могильника.

В то же время, в кок-пашских захоронениях прослеживается явная трансформация традиций скифского типа под влиянием хуннской культуры. Это влияние отчетливо прослеживается в погребальном инвентаре (разнообразные ярусные наконечники стрел, кольцевые и петлевидные навершия палашей, костяные накладки "хуннского" типа, пряжки со шпеньком). К числу признаков влияния хуннской культуры надо отнести и отсутствие в кок-пашских могилах, в отличие от синхронных погребений в Пазырыке, Балыктуюле и Белом Боме, захоронений с коней. В то время как отличительной особенностью так называемых "берельских погребений" является наличие совместных погребений человека и коня, причем эта традиция прослеживается как в скифскую, так и тюркскую эпохи, что позволяет говорить о том, что она не прерывалась.

Погребения без коней в каменных ящиках появляются в скифское время в различных районах Южной Сибири, где они сосуществуют с другими типами памятников. Таким образом, можно ставить вопрос о существовании, во всяком случае, в позднескифское время, и в Горном Алтае, наряду с пазырыкской, иной археологической культуры, имеющей с ней генетические связи.

В свете вышеизложенного, материалы могильника Кок-Паш приобретают огромное значение, так как демонстрируют в не только обряд погребения, но и вещественный комплекс предтюркского времени. Также эти материалы позволяют поставить вопрос о сосуществовании в предтюркское время двух синхронных групп памятников, генетически несвязанных с предшествующей эпохой ранних кочевников.

Наиболее убедительный материал дают найденные в захоронениях Кок-Паш элементы вооружения.

Все найденные палаши относятся к одному типу без перекрестия, но имеют различные навершия: петлевидное, кольцевое или каменное навершие-шайбу. Появление подобных мечей в Южной Сибири, и в Горном Алтае в частности, относится к III-V векам.

Кинжалы в основном однолезвийные без перекрестий. Из-за отсутствия перекрестия кинжалы труднодатируемы.

Ярусные и ромбические трехперые наконечники стрел являются характерными для кок-пашских захоронений и позволяют датировать весь комплекс находок, так как они неизвестны в более поздних памятниках второй половины I тысячелетия н.э. Если ярусные наконечники стрел известны по погребениям в Балыктуюле и по материалам кокэльской культуры. То в кок-пашских погребениях этот вид наконечников стрел более разнообразен, в частности, встречаются ярусные наконечники стрел с шипами, что более характерно для хуннских памятников. В вооружении древних тюрок Горного Алтая эти наконечники стрел бытуют в III-V веках.

Среди хронологически доказательных предметов вооружения особое место занимают костяные накладки на лук. Они соответствуют классическому варианту хуннского лука, состоящего из семи накладок, двух пар концевых и трех серединных (двух широких и одной узкой, со слегка расширяющимися концами). Лук хуннского типа в Восточном Алтае известен по материалам курганов Пазырыка и является одной из характерных находок в памятниках предтюркского времени Горного Алтая.

Таким образом, элементы вооружения, обнаруженные в курганах Кок-Паш, хотя и сохраняют ряд местных традиций скифской эпохи, но существенным образом отличаются от набора оружия пазырыкцев, приобретая все больше характерных черт хуннской культуры.


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 1440