Опубликовано (обновлено) в каталоге: 08.10.2015

Могильник Кудыргэ

Расположение: Республика Алтай, Улаганский район

посмотреть на карте

Немного ниже (примерно в километре) впадения реки Башкаус в реку Чулышман, зажатое с одной стороны скалистым правым берегом Чулышмана и горой Карали-ярык с другой, находится небольшое урочище Кудыргэ длиною около 500 метров и 200 с небольшим метров шириною. На южной оконечности этой площадки расположен зимник Кудыргэ-аиль, самая же площадка занята летником и орошаемыми сувахами хлебными полями.

Здесь в 1924 году А.Н.Глуховым был открыт средневековый могильник, названный "могильник Кудыргэ" по названию урочища. Могильник был впервые исследован в том же 1924 году Алтайской Экспедицией Этнографического Отдела Русского Музея, под руководством С.И.Руденко, а в 1925 году доисследован А.Н.Глуховым.

Следует отметить, что часто могильник Кудыргэ помещают в междуречье рек Башкаус и Чулышман южнее их слияния, что неверно: там находится другой древнетюркский могильник Кок-Паш.

Кудыргинский могильник, относится к раннему тюркскому времени. В результате раскопок была установлена разновременность кудыргинских могил. Могильник Кудыргэ оказался местом погребения в течение двух периодов: в основной его части в период Тюркского каганата (VI-VII века), и в монгольского время (XIII-XIV века, 5 могил).

Могильник представляет собой отдельные группы могил, разбросанные на узких песчаных холмиках, вытянутых в направлении параллельном руслу реки.

Всего в могильнике насчитывается около 40 захоронений, 21 могила из них раскопана. По внешнему виду в Кудэргинском могильнике выявляются памятники двух типов. Это овальные насыпи могил с выступающим иногда из-под дерна овалом из камней, с задернованной внутренней поверхностью, и квадратные оградки, заметные снаружи по выступающим из-под дерна краям вертикальных плит (высотой до 30-40 сантиметров), также с задернованной внутренней поверхностью. Расположение оградок главным образом в центральной части могильника в то время как могилы находятся на окраинных холмах, дает основание предполагать, что кудыргинские оградки сооружены раньше могил.

Продольная ось могил ориентирована с юга на север, что совпадает с направлением песчаной гривы, на которой расположены могилы, и направлением русла. Каменная кладка наблюдается лишь в верхней части могил до глубины 30-40 сантиметров и непосредственно в области могильной камеры на глубине около 1.5 метров, остальной объем заполнен песком.

На глубине около 1,3 метра часто обнаруживается скелет лошади, а несколько глубже (около 20-25 сантиметров) параллельно ему расположен скелет человека на спине, с руками, вытянутыми вдоль туловища или сложенными на лобке. Погребенный обычно обращен головой на юг (15 случаев) реже на север (6 случаев). Лошадь, как правило, лежит с поджатыми ногами, спиной кверху, с вытянутой вперед головою, которая, как и у погребенного, направлена на юг, реже на север. Таким образом, приготовленная для погребения могила была ступенчатая. На дне могилы располагали труп умершего, а рядом с ним к востоку и параллельно ему, на уступе, возвышающемся примерно на 20-25 сантиметров клали труп лошади. Умершие обычно клались на дно могилы без подстилки, но имеются два случая положения в гробу.

Обнаруженный погребальный инвентарь богат и разнообразен.

Из-за того, что захоронения осуществлялись в песчаном грунте, одежда и кожаные изделия сохранились очень плохо. Обнаружено всего несколько небольших фрагментов шелковой и шерстяной ткани, лоскуты меха и кожи. Сохранившиеся куски ткани настолько невелики, что трудно говорить о покрое и характере одежды, для которой они служили. Также обнаружены небольшие куски меха (соболя?), служившие, вероятно, для отделки одежды. Сохранившиеся куски кожи показывают ее хорошую выделку, однако из-за фрагментарности по ним также нельзя судить о покрое обуви.

Несравненно многочисленнее украшения, которые по свойству самого материала сохранились довольно хорошо. Прежде всего, это сделанные из сравнительно тонких и узких полосок медные кольца, которые часто встречаются на фалангах второго и среднего пальцев руки. Серьги в виде небольших золотых или бронзовых колечек с небольшой шарообразной подвеской или колечка с полой внутри яйцевидной подвеской.

Бусы, встречаемые у шеи и на одежде, не особенно многочисленны, но очень разнообразны. Здесь имеются и маленькие агатовые, и плоские янтарные, цветные, шаровидные стеклянные с глазками и поясками; наконец, весьма интересны большие круглые бусы из пасты, с своеобразным рисунком из желтых линз в красной оправе, на фоне из черных и желтых угловатых фигур. Среди бус также был найден каменный кубик с просверленным в нем отверстием и подвески из маральего зуба.

Среди орудий, предметов домашнего обихода, прежде всего, обращает на себя внимание полукруглая дощечка из плотного дерева, с пятью углублениями на одной и семью на другой стороне, и отходящими от углублений желобками. Не вызывает сомнения, что этот предмет использовался для добывания огня сверлением. Пять углублений одной стороны только намечены, но не использованы; не использовано большинство углублений и другой стороны, но два из углублений глубоки, обуглены. Желобки, имеющиеся у каждой из ямок, предназначены, по всей вероятности, для травы или иного какого-либо легко воспламеняющегося материала.

В большом количестве в каждой могиле встречаются железные ножи, к сожалению, очень плохо сохранившиеся. Судя по уцелевшим остаткам их, клинки имели длину от 10 до 15 сантиметров. Массивные черенки ножей вставлялись в деревянные рукоятки, причем иногда рукоятки были заключены в костяные резные обоймы. Также обнаружены наконечники стрел, кинжалы и остаткам колчанов. Наконечники стрел встречаются железные трехлопастные или плоские лопастные. Трехлопастные стрелы, по всей вероятности, боевые, плоские - охотничьи.

Весьма богатым инвентарем представлено конское убранство. Как было уже сказано, лошади погребались целиком, спиною кверху, с поджатыми ногами, вытянутой шеей и головой. Все погребенные лошади взнузданы и заседланы. Узды, от которых уцелело не мало остатков, сделаны из хорошо выделанного толстого ремня. Ремень шел от удил через голову, сзади ушей; над глазами и между колец удил, над носовой частью головы имелись кожаные перемычки; на лбу от лобной перемычки между глаз спускались ременные полоски с набитыми на них металлическими украшениями. Снизу узда подвязывалась особым ремешком с петлею и костяной пластинкой, продевавшейся в ременную петлю. Удила простые железные, с сравнительно небольшими кольцами, обычно без псалий, но в некоторых случаях имеются костяные псалии из оленьего рога имели два продолговатых отверстия и загнуты на одном конце. Узда, как правило, богато украшалась металлическим набором из бронзы или низкопробного серебра.

Богатый погребальный инвентарь позволяет, до известной степени, составить представление об образе жизни оставившего его населения. Весьма вероятно, что древние кудыргинцы были оседлы. Безосновательно полагать, климат в эпоху, к которой относится могильник был иным, чем в настоящее время, а если это так, то зиму население реки Чулышмана могло проводить только в замкнутой долине ее низовья. Хотя почти полное отсутствие керамики, кажется скорее свидетельствует, о кочевом образе жизни кудыргинцев, однако, следует заметить, в пределах той же достаточно замкнутой долины Чулышмана.


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 1354