Опубликовано (обновлено) в каталоге: 13.02.2014

Республика Алтай, история заселения

Скифский период истории Алтая.Общая характеристика пазырыкской культуры

Яркую страницу в истории Алтая, а также и всей центральной Азии составляет скифская культура, получившая название по месту своего первого обнаружения - урочища Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай - пазырыкская. Л.Н.Гумилев опираясь на труды историка 1 в. До н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть юэджи.

"Скифология - один из древнейших разделов истории. Основание ему положил еще Геродот. В его девятитомной Истории хранятся многие свидетельства о скифах, особенно в четвертой книге. В ней, в частности, есть такие строчки: "за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем". Н.В.Полосьмак обнаруживает, что в то время, когда европейцам стало известно о грифах, стерегущих золото, фантастическое существо, более всего напоминающее грифа, прочно заняло одно из главенствующих мест в пантеоне и искусстве пазырыкцев.

Исследователями установлено, что пазырыкцы не были только кочевниками, разводившими коней, крупнорогатый скот, овец и коз; они занимались также земледелием. О социальном расслоении говорят разные по размеру и богатству сопроводительного инвентаря захоронения. Качественно срубленные из бревен могильные камеры позволили С.В.Киселеву сделать вывод что "не только кибитка, но и постоянное деревянное жилище, может быть в виде рубленной юрты, были достаточно распространенными."

Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов - Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии.

Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа КНР, с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии.

Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами. Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию, получившиму название Принцесса Укока, установлено, что женщины периода расцвета пазырыкской культуры носили парики и использовали косметические средства.

Тела как мужчин, так и женщин из акалахинских и пазырыкских курганов покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трехуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного - символика "земного" мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц, либо других солярных символов.

Древнетюркский период истории Алтая

После оттеснения гуннами пазырыкцев-юэджей на юго-запад территория Алтая входит в сферу политического влияния первой централизованной империи кочевников центральной Азии. Это время принято называть гунно-сарматским, оно занимает период в истории степных культур Евразии II-V вв.н.э. Гунны сыграли большую роль в культурогенезе Евразии. Гунны держали в Туве и на Алтае небольшие гарнизоны и, главным образом с помощью местных рудознатцев, плавильщиков и кузнецов, вели заготовку металлов.

Гуннское вторжение прервало историческое развитие местных племен Южной Сибири, видоизменился этнический состав местных племен, моноголоидный тип стал вытеснять близкие к европеоидному типу этносы пазырыкцев Алтая и "тагарцев", государства Динлин на территории нынешней Хакассии.

В это время происходит отделение ремесла от земледелия и скотоводства. На южном Алтае в среде местных народов происходит процесс накопления железноделательного и кузнечнего производства, что во многом подготовило взлет культуры, названной древнетюркской. Применительно к территории Алтая, и особенно на Укоке прослеживается прямая преемственность от культуры гунно-сарматского времени к тюркской культуре в заупокойном культе и в писаницах.

Древнетюркское время - важный этап в истории степей Евразии. Вновь центр культурогенеза и этногенеза перемещается на Алтай. Хронологически этот период охватывает VI-X вв. И связан с существованием крупных государственных объединений тюркскоязычных этносов. Первый каганат- раннефеодальное государство тюрков, сложившееся в 552 году в результате разгрома племенными объединениями тукю и теле жужанского каганата. Влияние тюрков в это время распространялось на громадное пространство от Хуанхэ до Волги. В 604 году, в результате междоусобицы, он распадается на Восточный и Западный каганат. Территория Алтая входила в состав Восточного каганата, который в 630 году подчинил себе Китай.

Уйгурский и древнехакасский периоды истории Алтая

После смерти знаменитого государственного и военного деятеля Кюль-тегина (731) и его брата, правителя Восточного каганата Бильге-кагана (734) власть в каганате перешла к сыновьям, и между ними вспыхнула междоусобная борьба. В 741 году центростремительные силы среди тюркских племен стали разрывать некогда мощную степную империю, а окончательный удар был нанесен ей уйгурами, сформировавшими свою конфедерацию племен восточнее тюрок.

В результате военных действий между тюрками и уйгурами в 744-745 годах погибает последний восточнотюркский каган Озмиш, и Восточный тюркский каганат перестает существовать. Начинается новый период в истории народов Центральной Азии, получивший название Уйгурского каганата (745-840 г.г.)

Уйгуры принадлежали к одному из древнейших тюркоязычных народов. Считается, что они происходят из группы племен теле, живших в степях севернее Гоби. Были известны как смелые воины, искусные в конной стрельбе из лука, ездили на телегах с высокими колесами. Победив своих прежних угнетателей тюрков, они создают раннефеодальное государство с центром на реке Орхон.

Восточная граница уйгурского государства достигала верховий Амура и современной Маньчжурии, западная проходила по монгольскому Алтаю, на севере достигала озера Байкал а на юге Танского Китая. Уйгуры размещали гарнизоны и строили крепости в неспокойных провинциях, например в Туве, в составе императорской китайской армии участвовали в подавлении антифеодального восстания в пограничных китайских провинциях, защищали свои границы и вступали в боевые действия с остатками тюркского союза в "Алтунской черни", как именовался тогда Алтай. В. Д. Кубарев считает, что население Алтая в это время "испытывало значительное культурное и политическое влияние Уйгурского каганата." Восстанавливая ход событий в Алтае-Саянской области, необходимо отметить, что в VIII веке уйгурская монархия, раздираемая междоусобной борьбой, а также столкновениями на религиозной почве (ведущую роль в обществе в это время захватывает религиозная элита, исповедующая манихейство, в целом чуждое большинству уйгуров), начала клониться к упадку.

На историческую арену выступает государство хакасов. С 820 г. По 840 г., когда пала столица Уйгурского каганата - Орду-Балык, основные военные действия протекали на территории современной Тувы. В борьбе вместе с хакасами против уйгуров участвовали и народы Алтая. Преследуя уйгуров, войска хакасов дошли до Кашгара и Турфана. В результате завоевательных походов IX века в состав новой степной империи вошли Алтай, Тува, Северо-Западная Монголия и Центральная Азия. Западная граница Кыргызкого каганата проходила по реке Иртыш.

К началу X века древние хакасы под напором восточных племен покидают Восточную часть Центральной Азии, оставляя за собой Алтай, Тыву, Северо-Западную Монголию. Но уже в начале XII века усиливается натиск монголоязычных племен и, в первую очередь, Киданского государства, сформировавшегося еще в X веке на севере Китая. В ряде крупных сражений хакасам удалось отстоять свои владения в Северо-Западной Монголии, однако в середине XII века древнехакаское государство подверглось агрессии со стороны мощного племенного союза - найманов, государство которых находилось в верховьях рек Иртыш и Орхон.

Потерпев поражение в войнах с найманами, хакасы потеряли подвластные земли в Северо-Западной Монголии, обособилось и княжество на Алтае. Фактически ко времени монгольского завоевания в пределах Алтай-Саянской области сформировались четыре больших княжества: Алтай, Северо-Западная Монголия, Тува и Хакасия. В это время сооружается тщательно продуманная сеть оросительных каналов на Алтае и Туве, свидетельствующая о развитии земледелия.

С IX по XII век в Алтайском княжестве, кроме правящей хакаской верхушки феодалов и небольших гарнизонов, проживают местные потомки восточнотюркских племен (телесы), западнотюркских (тюргеши и аза), карлукских племен (чыгат), племена группы теле (телеуты и теленгуты) и группы северных алтайцев. Поскольку правящая верхушка принадлежала к роду Киргиз, в самоназвании алтайцев сохранилась это имя, и его застали еще русские переселенцы, называвшие всех коренных жителей киргизами.

Следующий период центральноазиатской истории приходится на XII-XIII века - время монгольского нашествия и гибели древнехакаского государства. Монголоязычные племена, сформировавшиеся на восточной и северо-восточной окраине современной Монголии в X веке, начинают активно выдвигаться на запад и теснить тюркоязычные племена. Активнее всего им противостояли хакаские княжества. Им удалось разгромить и отбросить в Джунгарию войска киданей, однако в середине XII века усилившиеся найманы разбили племя хакасов и захватили котловину Больших озер, сопредельные области Тувы и Монголии.

Нашествие на Алтай монголов

В конце XII - начале XIII века происходит усиление группировки монгольских племен, возглавляемой Тэмучином. События в соседнем с Алтаем районе развиваются стремительно. Фактически за два года, с 1204 по 1205, Тэмучин завершил покорение разобщенных монгольских племен, разгромил и подчинил себе найманов, завоевал всю Северо-Западную Монголию и Джунгарию. Здесь он оставляет в качестве наместника своего друга Хорчи, наказав: "Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор (Алтай)"

Темучин собирает в 1206 году всеобщий курултай - народное собрание, где его провозглашают кааном Чингисом; таким образом, было положено начало формирования беспримерной по масштабам степной империи монголов.

Между народами Алтае-Саянской области и монголами развернулась упорная борьба. Покорил "лесные народы" - так монголы называли племена, жившие в этом регионе, - сын Чингисхана Джучи. Монголов интересовал этот регион в качестве сырьевой и продовольственной базы, снабжавшей их войска высококачественным оружием, мясом и хлебом.

Потеряв независимость, алтайские княжества, тем не менее, в период начальной агрессии со стороны монголов еще сохраняли свою самобытную культуру, ими правили князья из рода Киргизов. Из арабских и китайских источников известно, например, что среди трех князей из этого рода, входивших в состав посольства, подтверждавших верность хакасов Чингисхану, входил Олебек-тегин ("принц" Олебек), который княжил на Алтае.

Исследователи отмечают, что упорная кровопролитная борьба народов Алтае-Саянской области фактически на несколько десятилетий задержала наступление монголов на запад, в том числе и на Русь, и в составе монгольских войск не участвовало ни одного воинского отряда из народов, обитавших в Южной Сибири.

После смерти Джучи и Чингисхана хакаские княжества перешли во владения младшего брата известного монгольского императора Хубилая, столица которго находилась на месте нынешнего Пекина. Его звали Ариг-Бука и он, опираясь на поддержку найманов и ойратов, претендовал на престол великого каана, однако не выдержал единоборства с Хубилаем, с повинной вынужден был поехать в северный Китай, где и умер. Западномонгольские земли с этого времени номинально остаются во владении его сыновей.

Заключительный акт трагедии Хакасского государства приходится на 1293 год. Страна была оккупирована, свободолюбивые народы Алтая-Саян перселялись в другие регионы, на их место насаждались древнемогольские военные поселенцы.

"Завоевание древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие истрического процесса среди племен, населявших Алтая и Саян. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность"

Этот краткий обзор средневековой истории Центральной Азии показывает, что Алтай и его южные районы, в том числе и Укок, непосредственно находились в эпицентре всех событий, что, конечно же, наложило свой отпечаток на культуру народов. Этот период, богатый яркими страницами, еще только раскрывается археологам. В целом ему присущи две тенденции: с одной стороны, регресс в развитии народов, в связи с отмеченной монгольской экспансией, с другой стороны - подключение народов Алтая к другим культурным регионам Евразии.

Начало русской колонизации Алтая

С XVII века начинается новый период истории, связанный с русской колонизацией Алтая.

Русские крестьяне, большей частью из староверов, активно заселяли сопредельные с Укоком земли - долину реки Бухтарма и Уймонскую долину. Процесс колонизации усилился в XVIII веке в связи с промышленным освоением рудных месторождений в Горном Алтае, а также стремлением российской империи расширить свои границы на востоке и юге Сибири.

К активным действиям в этом регионе российское правительство подтолкнула и кровопролитная война между Джунгарским ханством и цинским Китаем. Цинская династия была основана потомками манчжурского хана Нурхаци. Он, создав сильное государство, начал покорение Китая и в 1644 году взял Пекин, а к 80-м годам XVII столетия была полностью покорена вся страна и манчжуры устремились на завоевание монголов.

Они захватили земли южной и северной Монголии и вплотную приблизились к Джунгарскому ханству. Воспользовавшись междоусобицей, возникшей после смерти хана Цеван-Рабдана (1727) и его сына Галдан-Церена (1745), при которых Джунгария достигла наибольшего могущества, манчжуры напали на Западную Монголию. Летом 1754 года цинские карательные отряды, уничтожая и порабощая все на своем пути, вторглись на территорию Горного Алтая. Первой была захвачена Чуйская котловина. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов, Южный Алтай был оккупирован. В Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.

Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 году 12 алтайских зайсанов, главным из которых был зайсан Омбо, обратились к царскому правительству с просьбой признать их поддаными российского государства. Среди обратившихся был зайсан Кулчугай, который кочевал со своим улусом, судя по описаниям, в непосредственной близости с Укоком. Как писал Л.П.Потапов, "вхождение алтайцев в состав русского государства было для них исторически перспективным событием, выходом из того исключительно тяжелого положения, в котором они оказались в результате многовекового господства монголов."

Несмотря на то, что большая часть Алтая была заселена поддаными России, часть теленгитов сохраняла свою независимость от цинской и российской империи. Их возглавляли потомственные зайсаны из рода телес и рода кебек. В русских источниках их территории именовались как первая и вторая телесская волость, и они охватывали районы южного Алтая.

С конца XVIII века русские и китайские власти предпринимали шаги по закреплению за собой спорных территорий. Окончательно вопрос был решен на переговорах, которые шли в 1861-1864 годы в Чугучаке. Текст договора о разграничении земель по чугучакскому договору был подписан 25 сентября 1864 года.

Поскольку по этому договору земли кебекского и телеского родов отходили к России, то это и стало определяющим при выборе подданства. В конце 1864-начале 1865 г. Эти роды вошли в состав российской империи, и можно считать, что именно с этого времени Укок становится частью нашего государства. Юридически это получило окончательное закрепление установкой пограничных знаков в 1869 г. На роосийско-китайской границе.

Появление казахов в горном Алтае

В настоящий момент Кош-Агачский район Республики Алтай, на территории которого находится плоскогорье Укок, помимо алтайцев-теленгитов населяют и казахи. Кратко опишем появление их в этих местах. Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе Чуйской степи. В это время плоскогорье Укок становится зоной контактов, миграционным коридором, местом перекочевок из Северо-Западной Монголии в Чуйскую степь и в Прииртышье. Вдоль главной реки плоскогорья Ак-Алахи пролегала тропа, по которой шли купеческие караваны в Кобдо и на Бухтарму.

Первые упоминания о казахах в Чуйской степи относятся к 70 годам XIX века. В конце 19 века земли на Укоке и Колгутах были отведены казахскому роду сарыкалдыков. Топографическая экспедиция Е.Шмурло в 1898 году зафиксировала на плоскогорье Укок около 140 кибиток казахов, принадлежавших к родам чингистай, дэвлетов (деулетов), сарыкалдыков, которые перемещались зимой в Колгутинскую долину.

Южные границы Алтая никогда не относились к спокойным с точки зрения этнических миграционных процессов. Так, в 1913 году сразу тысяча казахских аилов, скрываясь от преследования на территории Монголии, переселились в Чуйскую степь. В 20-х годах нашего века в район Джазатора и Укока переселяются алтайские роды из Уймонской котловины.

Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек. В настоящий момент казахское население составляет свыше 50% от всего населения Кош-Агачского района. Вторым по величине, свыше 40%, является алтайский и теленгитский этнос.

Славянские народы, главным образом русские, монголы и другие народности мало представлены в южных районах Алтая. Однако они, неся культуру крупных этнических групп, также оказывают заметное влияние на общекультурную ситуацию в районе.

Связанные статьи:
  • Древние культуры Алтая
  • Бийкенская культура
  • Майэмирская культура
  • Пазырыкцы
  • Древние тюрки

    В статье использованы материалы с сайта www.ukok-tour.ru




  • Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 9008