Петроглифы Поперечной Красноярки
Расположение: Республика Алтай, Усть-Коксинский район
посмотреть на карте
В верховьях реки Поперечной Красноярки (южный приток реки Красноярки) у границы альпийских лугов, на высоте 1974 метра над уровнем моря, на ровных горизонтальных выходах скал правого берега находится компактный комплекс петроглифов эпохи развитой бронзы.
Комплекс Поперечной Красноярки изучался Е.П.Маточкиным в ходе экспедиций в 2007 и 2008 годов.
Рисунки выполнены на массивных плитах серицит-хлоритового сланца с ровной коричнево-вишневой корочкой загара.
Наибольшее число рисунков находятся на крайних западных монолитах около вытекающего из снежника небольшого ручейка на участке протяженностью 10 метров с севера на юг и 30 метров с запада на восток. Здесь расположено шесть линий плит, где выделено 25 участков с рисунками. Еще четыре отдельно стоящих камня с одиночными рисунками найдены в радиусе 100 метров от основной группы.
Большинство рисунков выполнено в технике выбивки или прорисовки резными линиями. Петроглифы выбиты по силуэту или широким контуром, нередко с силуэтной проработкой головы и шеи.
Среди рисунков животных преобладают изображения маралов, лосей, козлов, собак, птиц, хищников (медведи, лисицы, волки), а также зооморфные фигуры неопределенного облика. Изображения людей представлены рисунками женщины, сценой охоты с лучником и двумя лосями, встречаются неопределенные антропоморфные фигуры.
В целом репертуар петроглифов отражает искусство таежных охотников, в котором преобладают образы промысловых животных (лося и марала). Среди выявленных 154 рисунков, из них изображения маралов составляют более 50%, 15% лосей, 8% хищников, 4% козлов и около 4% изображений людей и антропоморфных персонажей.
Отличительной чертой памятника является большое количество парных изображений животных, в основном маралов: Около 60% составляют близко расположенные фигуры самца и самки. В некоторых местах их силуэты накладываются, либо имеют общую линию контуров или связываются выбитой линией.
Чаще всего животные показаны следующими друг за другом в неторопливом движении. Причем, встречаются не только парные изображения маралов, но и шествующих парами птиц и медведей.
Петроглифы на больших и ровных западных плитах в центре отличаются живой стилизацией. Однако на одиночных периферийных участках прослеживается сухой схематизм. Это может свидетельствовать о том, что отдельные образы в механическом повторе продолжали появляться здесь в течение достаточно продолжительного времени.
Переход от статики, свойственной окуневскому времени, к динамизму каракольской культуры свидетельствуют о том, что самые поздние резные петроглифы были созданы в каракольское время (в начале II тысячелетия до н.э.). Датирующими могут быть также антропоморфные изображения, имеющие аналогии с фигурами, встречающихся у каракольских курганов. Для определения временной принадлежности петроглифов важное значение имеют изображения маралухи, удивительно похожих на фигуры святилища Зеленое Озеро, расположенного неподалеку. Это подтверждает, что выбитые изображения Поперечной Красноярки также относятся к каракольской культуре.
|