Опубликовано (обновлено) в каталоге: 18.03.2016

Писаница Калтак

Расположение: Республика Алтай, Кош-Агачский район

посмотреть на карте

Величественный скалистый массив Калтак находится в Кош-Агачском районе республики Алтай на правом берегу Аргута возле устья Шавлы. Здесь идущая вдоль Аргута тропа разветвляется: одна тропа уходит к истокам Шавлы, другая, минуя опасный брод, переходит на левый берег Аргута.

Впервые обнаруженные в гроте Калтака изображения красной краской были обнаружены в 1998 году.

Петроглифы на скале Калтак располагаются фризом вдоль Аргута на протяжении около 150 метров в месте, где скала, немного отступая от реки, дает место поросшему тополями песчаному мысу.

Основной массив рисунков находится в северной части этого мыса в районе небольшого грота. Всего здесь зафиксировано 56 участков с петроглифами.

Первая крупная группа петроглифов находится у скалистого прижима, где тропа на несколько метров поднимается над уровнем реки. Рисунки выполнены выбивкой и резными линиями в технике граффити. Преобладают изображения животных, преимущественно козлов, оленей, хищников (лисица). Животные ориентированы, как правило, направо, вверх по Аргуту, иногда встречается специально выделенная левая ориентация. Имеются изображения вырезанного в условной манере всадника коне, а также антропоморфные фигуры, в виду слабовыраженных голов больше напоминающие костюмы.

В 20 метрах выше по реке расположен второй массив петроглифов. Здесь также преобладают фигуры преимущественно животные (козлы, олени; лошади с жеребятами, быков (коров) и неопределенные зооморфные фигуры), часто изображенных схематически. Встречаются всадники, антропоморфные фигуры, солярные знаки в виде эллипсов, линий, пятиконечных звезд и геометризованных фигур, в том числе и незавершенных.

В 70 метрах южнее находится третья группа петроглифов. Среди них также изображения животных, всадников, зооморфные и антропоморфные изображения. Часть рисунков представляет собой аморфные пятна, состоящие из следов грубой выбивки.

Основные образы Калтака анималистические. Главным героем петроглифов является горный козел, чьи изображения составляют более трети всех рисунков. Порядка 10% рисунков представляют изображения маралов, что свидетельствует о том, что здесь, в районе Калтака, большую часть петроглифов оставили охотники на диких копытных животных, хотя сцены охоты в явном виде отсутствуют. Из хищных животных фигурируют только волк и лиса. Около пятой части рисунков занимают лошади, большей частью неоседланные. Около 10% рисунков изображают домашних животных. Наконец, антропоморфные образы составляют около 10% всех персонажей петроглифов.

Среди самых загадочные граффити выделяется сюжет, определяемый как сцена свадьбы. Петроглифы состоят из двух композиций, вероятно имеющих смысловую связь. В верхней композиции представлены три женские фигуры, рядом с которыми подробно прорисованы 3 антропоморфных персонажа и 3 собаки с трехпалыми лапами. Над ними вырезана схематичная фигура то ли лошади, то ли козла, вероятно, со всадником. Венчает верхнюю часть фигура лошади тоже схематичная, но все же, более узнаваемая. В нижней композиции изображен козел со множеством больших и малых рогов. На спине козла и у его заднего крупа нарисованы условные антропоморфные фигуры. Между всадником и рогом козла заметен знак, традиционно воспринимаемые как женскую символику.

Среди петроглифов Калтака по технике исполнения и по стилистике выделяются выбитые изображения первой группы. Для них характерна верная реалистическая передача облика животного, свойственная эпохе бронзы. В то же время, четко прослеживаемые элементы скифо-сибирского звериного стиля, заметное стремление к эстетическому восприятию рисунком, попытка придать динамику образам, говорит о том, что выбитые рисунки первой группы создавались в переходный период между эпохой поздней бронзы и эпохой раннего железа.

К следующему хуннскому периоду предположительно можно отнести выбитые позднее силуэтные рисунки животных на том же участке. Известно, что художники того времени в какой-то мере подражали блистательному искусству скифов. Похоже, что самое верхнее выбитое изображение - есть попытка повторить незаконченный скифский протооригинал.

С древнетюркским периодом можно сопоставить силуэтно-линейное изображение лошади с гривой в виде вертикальных отростков. В рисунке прослеживается высокая культура линии, что отличает граффити раннесредневекового времени.

При этом, наиболее древние рисунки присутствуют только в крайних группах. Можно предположить, что скалы центральной группы с гротом у самой земли ранее были недоступны из-за близкой воды. Возможно, этим обстоятельством объясняется более поздняя датировка резных изображений второй группы.

Наличие нескольких десятков участков с резными рисунками, созданными после древнетюркской эпохи, дают редкую возможность изучения граффити позднего средневековья и этнографического времени, хотя вопрос об их культурно-хронологической принадлежности в археологической науке практически не разработан. Большинство исследователей уделяют большее внимание ранним изображениям и значительно меньшее поздним.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 971