Опубликовано (обновлено) в каталоге: 25.08.2015

Могильник Нижний Айры-Таш

Расположение: Республика Алтай, Шебалинский район

посмотреть на карте

Могильник Нижний Айры-Таш находится расположен в Шебалинском районе Республики Алтай на 20-м километре автодороги Белый Ануй - Барагаш в 4,5 километрах к юго-западу от центра села Барагаш, на левом берегу реки Барагаш в 300 метрах от ее русла. Могильник был обнаружен в ходе разведочных работ археологической экспедицией Горно-Алтайского государственного университета под руководством В.И. Соёнова, которая обследовала линию проектируемой автодороги Белый Ануй – Барагаш по поручению Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай.

Могильник включает три визуально фиксируемых объекта, расположенных цепочкой с севера на юг. До обследования курганы были сильно задернованы и запаханы. Грунтовая дорога проходила прямо через могильник, в результате строительства которой насыпи двух из них получили значительные повреждения. После обнаружения могильника Агентством по культурно-историческому наследию Республики Алтай были организованы аварийные раскопки. Археологической экспедицией под руководством Т.А.Вдовиной были проведены раскопки двух курганов могильника Нижний Айры-Таш.

Курган №1 находился непосредственно на линии строящейся автодороги. При проведении дорожных работ, грейдером был снят дерн и гумусный слой, при этом незначительная часть насыпи кургана была смещена. Диаметр насыпи составлял 12 метров. Внутреннее, свободное от камня пространство, ориентированное длинной осью по линии северо-запад – юго-восток, имело подовальную форму размером 660х500х250 сантиметров. Насыпь сложена преимущественно из окатанных речных валунов. Во внутреннем пространстве насыпи, на глубине 90 сантиметров была обнаружена могильная яма подовальной формы размерами 220х125х95 сантиметров. При зачистке могильной камеры было зафиксировано не менее чем 5 деревянных жердей, служивших перекрытием.

Костяк был ориентирован головой на запад и уложен на спину с вытянутыми вдоль тела руками и слегка подогнутыми в коленях ногами. Вдоль правого бока скелета присутствуют пятна ярко-красной подсыпки (охры). Больше всего охры сконцентрировано у правого плеча и от локтевого сустава до кисти руки. Дно ямы сохранило тонкий слой охры, под костями зафиксированы следы органической подстилки, окрашенной в ярко-красный цвет. Сопроводительный инвентарь отсутствует.

Курган №2 расположен в 35 метрах к югу от кургана №1. Насыпь кургана была практически полностью уничтожена грейдером, поэтому сохранившиеся остатки насыпи в виде разрозненных валунов не позволяют реконструировать форму надмогильного сооружения. На дне могильной ямы также присутствовал тонкий слой подсыпки из охры. Из сопроводительного инвентаря был обнаружен только каменный топор из камня светло-зеленого цвета у правой руки погребенного.

Погребенный был уложен на спину, ноги подогнуты, руки вытянуты вдоль тела. Голова и шейный отдел позвоночника отсутствует. Остальные части скелета, за исключением фаланг пальцев, вероятно, вытащенные грызунами, лежат в анатомическом порядке. Поскольку могила не имеет признаков ограбления (все кости лежат в анатомическом порядке), по-видимому, голова покойного была отделена от тела до погребения. В Горном Алтае, погребения без черепа были обнаружены также в других афанасьевскох могильниках. У афанасьевского населения, по гипотезе Э.Б.Вадецкой, существовал, так называемый "культ головы". Отделение головы покойного от тела, имело, вероятно, большое значение. Череп являлся у многих народов эмблемой военной власти, трофеем, амулетом и предметом поклонения, связанным с культом предков. Возможно, положение погребенного в могилу без головы не случайно, тем более, вместе с погребенным в кургане №2, в качестве сопроводительного инвентаря присутствует каменный топор. Он тщательно обработан, но не был использован в работе. Кроме того, миниатюрные размеры топора наталкивают на мысль о его ритуальном использовании. Некоторые исследователи полагают, что каменные шлифованные топоры могли нести не только сугубо утилитарное значение, но и ритуальную нагрузку. Быть, например, символом власти или выполнять ритуально-магические функции. Не случайным, по-видимому, является и положение ритуального предмета у правой руки погребенного.

Элементы погребального обряда (могильная яма подовальной формы, ориентировка погребенного головой на запад, положение костяка на спине с подогнутыми в коленях ногами, подсыпка из охры, практически полное отсутствие сопроводительного инвентаря) совпадают у обоих изученных погребений. Кольцевая кладка в несколько слоев и остатки деревянного перекрытия в сочетании с вышеуказанными признаками, позволяют отнести могильник Нижний Айры-Таш к афанасьевской культуре Горного Алтая. На основании радиоуглеродного анализа костей кургана №1 погребения была получена калиброванная радиоуглеродная дата захоронения 4828 лет (2879 лет до н.э.), а по фрагментам деревянного перекрытия погребения была получена дата 5212-5050 лет (3263-3101 годы до н.э.). По костям погребения кургана №2, была получена дата 4720+25 лет.

Полученные радиоуглеродные даты из погребений могильника Нижний Айры-Таш, в сочетании с такими элементами погребального обряда, как положение погребенного, наличие подсыпки из охры, деревянное перекрытие могильной ямы и т.д., позволяют нам отнести его к раннему этапу афанасьевской культуры на Алтае. К сожалению, разрушенное надмогильное сооружение кургана №2 не позволяет в полной мере сопоставить элементы погребального обряда двух исследованных погребений друг с другом и с уже известными могильниками. Тем не менее, полученный материал вносит новые данные в изучение афанасьевской культуры в Горном Алтае.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 2050