Усть-Тасеевское каменное изваяние
Расположение: Красноярский край
посмотреть на карте
Памятник находится на левом берегу реки Тасеевой, недалеко от места впадения ее в реку Ангару, в 10 километрах к северо-западу от поселка Первомайск.
Культовое место представляет собой жертвенник, расположенный у изваяния высотой 152 сантиметров, шириной в основании - 45 сантиметров, на уровне глаз - 35 сантиметров.
Рядом с изваянием на скальной плоскости на высоте около 70 сантиметров от подножия, путем выбивки выполнено контурное изображение человеческого лица.
На протяжении 600-700 лет люди замечали, что молнии бьют в одно и тоже место, и считали поэтому это место необычным и даже зловещим. Люди несли в дар духу, хозяину этих мест, приношения и колчаны со стрелами, так как считали грозовые разряды небесными стрелами. Сменяя друг друга, местные племена считали Тасеевского идола своим. А поскольку менялся внешний облик местного населения, менялся и лик идола.
Опираясь на материалы жертвенника, ученые датируют первоначальное сооружение изваяния скифским временем.
Ученые полагают, что в IV-II веках до нашей эры сибирские скифы были европеоидами. Поэтому и идол первоначально, судя по технике исполнения и деталям оформления, как и местное население, был европеоидом. Идола изготовили в технике рельефной выбивки с прошлифовкой.
От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти "русская" борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях.
В более позднее время идол несколько раз менял свой облик. На рубеже новой эры на лице идола появились следы глубокого прорезания - совершенно другой техники. В первую очередь пострадали глаза, которые приобрели зауженный азиатский разрез с незамысловатыми глубокими зрачками. Досталось также и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Очевидно, была попытка "побрить" бороду Тасеевского идола, но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте стела наиболее массивна и тверда. Эта "подработка" была связана с заменой господствовавшего здесь антропологического облика. Так Идол стал монголоидным.
Третья "реставрация", датируемая временем прихода в Сибирь русских, была совсем незначительной. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные каракули на близлежащих камнях скалы.
Стоит молчаливый свидетель ушедших времен, затерянный в глухой сибирской тайге, скупо делясь известными только ему тайнами. А само место у жителей до сих пор пользуется дурной славой. Может, потому из года в год на скалах уникального памятника археологии появляются то наспех процарапанные непотребные слова, то следы дроби от выстрелов.
Вернуться к статье "Памятники Нижнего Приангарья"
|