Опубликовано (обновлено) в каталоге: 06.10.2014

Денисова пещера

Расположение: Алтайский край, Солонешенский район

посмотреть на карте

Денисова пещера расположена на границе Алтайского края и Республики Алтай в 6 километрах ниже по течению от села Черный Ануй в правой части долины реки Ануй. Пещера легко доступна, для ее посещения не требуется какой-то специальной подготовки, благодаря чему, она пользуется большой популярностью у туристов.

У алтайцев пещера носит название Аю-Таш (Медвежий камень). По древней легенде, здесь жил черный шаман, который от отместку местным жителям, наслал на них дождь, непрекращающийся несколько лет. Изможденные от постоянного дождя люди обратились за помощью к доброму белому шаману, который изгнал злодея, а все дожди скатал в один комок, превратил его в камень в форме медведя и спрятал в толще Денисовой пещеры. Относительно современного названия пещеры существуют две версии. Согласно первой, в конце XVIII века в пещере поселился отшельник, святой старец-старообрядец Дионисий. По другой версии, неподалеку от пещеры были угодья пастуха Дениса, укрывавшегося в ней от непогоды.

Пещера расположена на высоте 670 метров над уровнем моря, на 28 метров выше современного уровня реки. Вход в пещеру расположен на юго-западной части подножия горы Сосновой Ануйского хребта. Пещера имеет общую протяженность 110 метров, ее площадь составляет 270 квадратных метров. Ширина и высота пещеры увеличиваются по мере удаления от предвходовой части, наибольшая ширина пещеры составляет 10-11 метров. В верхней части грота пещеры находится сквозное отверстие диаметром чуть более 1 метра. Благодаря ему, центральная, наиболее обширная и удобная часть грота освещена, это отверстие также обеспечивает хорошую дымовую тягу. Грот в течение всего года остается сухим, хотя температура воздуха близка к наружной. Он всегда был хорошим естественным убежищем для человека и животных, защищавшем от дождя и ветра.

Первые сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях XIX века: хотя тогда миссионер В.И.Вербицкий писал о пещере, как об объекте, не представляющем никакого интереса. Для археологов пещера была открыта в 1977 году Николаем Оводовым, сделавшим обмеры пещеры и заложившим два первых разведочных шурфа. В 1978 году пещеру осмотрела группа археологов во главе с академиком А.П.Окладниковым. В 1982 году принято решение начать комплексное исследование памятника силами ИИФиФ СО АН СССР. С того момента и по настоящее время в пещере проводятся археологические раскопки, а вблизи пещеры оборудован стационарный археологический лагерь Института археологии Сибирского отделения РАН.

При раскопках пещеры выявлено более 20 разновременных культурных слоев мощностью до 14 метров. В результате исследования пещеры было собрано более 80 тысяч экспонатов, которые хранятся в музеях Новосибирска, Бийска, а также в школьных музеях сел Черный Ануй и Солонешное. Это и орудия труда, и предметы вооружения, украшения, и останки животных и растений. К настоящему времени в отложениях центрального зала обнаружены останки не менее 117 видов животных, в том числе, доисторических. Благодаря раскопкам выяснилось, что тысячи лет назад северные предгорья Алтая были зоной широколиственных лесов, здесь произрастали дуб, граб, манчжурский орех и даже северные виды бамбука.

Раскопки Денисовой пещеры впервые позволили установить строгую хронологическую последовательность развития и смены древних культур от эпохи раннего неолита до этнографической современности.

Удивительным открытием явился тот факт, что в этой пещере древние люди начали жить уже около 280 тысяч лет назад!

Наименее изученным является характер использования пещеры носителями культуры эпохи развитой бронзы и более ранних эпох.

В восточной галерее пещеры, в 11 культурном слое, датируемом от 48 до 30 тысяч лет назад, были обнаружены сенсационные артефакты. На сегодняшний день это самая древняя в Северной и Центральной Азии коллекция украшений, в которой содержатся подвески из различных поделочных камней, бивня мамонта, зубов медведя и марала, ряд украшений: бусы из ракушек, самое загадочное украшение выполнено из скорлупы яиц некой птицы, похожей на страуса (так называемый "гобийский палеолитический страус").

В 2008 году при раскопках была обнаружена хорошо сохранившаяся ногтевая фаланга мизинца ребенка, жившего в пещере 35-40 тысяч лет назад. Эта находка произвела настоящую революцию во взглядах на происхождение современного человека. Долгое время считалось, что homo sapiens ("человек разумный"), предок современного человека, произошел от неандертальца. Анализ ДНК ребенка из Денисовой пещеры показал его отличие как от современного человека, чьим предком был homo sapiens, так и от неандертальца. Таким образом, возникло предположение, что девочка принадлежала к некоему третьему виду, который ученые пока условно называют Homo Altaiensis – "человек алтайский" (в некоторых источниках, "денисовский человек"), который, как и неандерталец, является тупиковой ветвью эволюции. Помимо фрагмента пальца ребенка неизвестного вида древнего человека были обнаружены фрагмент фаланги пальца ноги взрослого мужчины и 3 коренных зуба. Основной вывод, сделанный учеными на основе этого материала: в период от 300 до 20 тысяч лет назад здесь сосуществовали и взаимодействовали между собой риликтовые формы человека - homo sapiens, homo neanderthalensis и homo altaiensis. Академик Деревянко таким образом сформулировал суть открытия: "Принципиальнейший вывод, который был сделан нами по результатам раскопок, следующий: культура человека современного типа, формировалась на территории Алтая автохтонно, то есть была местной, на эту территорию не проникали какие-либо миграционные потоки древних популяций человека". Таким образом, ученые высказали предположение, что Африка не является единственным центром, откуда вышли и расселились по миру homo sapiens, как считалось ранее, с большой вероятностью еще одним таким центром мог быть также и Алтай.

Позже представители афанасьевской культуры (IV-III тысячелетие до н.э.) использовали пещеру как убежище, в том числе, и скота, для которого в пещере отгораживали "ненужные" ниши и гроты. К находкам этой эпохи относятся наконечники стрел и дротиков, многочисленные осколки керамических сосудов, каменные орудия, используемые для разделки туш и обработки шкур. Сохранились и другие вещи афанасьевской эпохи: бронзовый нож, кельт, костяные застежки, подвески, сосуды, применявшиеся как жировые лампы.

Для скифского времени характерны мощные культурные отложения, что указывает на длительное пребывание человека в пещере. В большей степени пещера использовалась ими в качестве хранилища пищевых припасов, так как здесь сохранялась достаточно низкая температура.

Пещеру, в том числе, для обрядовых церемоний, использовали также и хунны, и тюрки.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 3969