Культурно-исторические аспекты топонима "Белокуриха"
В.А. Кулятин Санаторий "Родник Алтая" город-курорт Белокуриха
Город–курорт Белокуриха - известная здравница, куда приезжают гости со всех уголков России. Здесь проводятся съезды, форумы, конференции, в том числе и на международном уровне. Белокуриха включена в международный туристический маршрут "Великий Шелковый путь". Происхождение названия "Белокуриха" - одна из примечательных страниц истории, повествующих о культурно - историческом наследии первых русских поселенцев в предгорьях Алтая.
Сто пятьдесят лет назад впервые были исследованы термальные воды Белокурихи. Так началась история курорта на юге Сибири. На протяжении столь длительного времени были написаны и опубликованы десятки научных работ по истории курорта Белокуриха. Основное внимание в работах ученых уделялось становлению курорта, изучению термальных источников Белокурихи, характеристике радиоактивных лечебных вод, радоновой терапии и другим лечебным факторам. Научные исследования в этой области продолжаются и сегодня. Одним из малоизученных вопросов, касающихся истории Белокурихи, - это вопрос происхождения названия известной ныне здравницы. Как появился и что хранит в себе топоним "Белокуриха"? Попытки дать ответ на этот вопрос, без учета истории местности, культурных традиций, природных особенностей и других обуславливающих факторов привели к появлению всевозможных фантастических версий. Так в одной из версий говорится об алтайском (тюркском) названии реки Беле - кюр ("Рябиновый мост"), которое русские переселенцы заимствовали, добавили - их(а), получилось - Белекюриха, что русскими стало произноситься как Белокуриха. То есть, согласно этой версии, название ныне города - курорта должно означать "Рябиновый мост"!
Освоение русскими поселенцами новых территорий, обжитых аборигенами, могло стать причиной заимствования иноязычных названий. Например, река (село) Корболиха. В основе этого гидронима лежит тюркское название реки Корболу. До прихода русских поселенцев район реки Корболу был местом постоянных кочевий тюркоязычных племен. От них река и получила свое название. Структура этого гидронима, (корбо - тюркс. кустарник, лу - суффикс), не вызывает сомнений относительно своего (тюркского) происхождения. Поэтому, прежде чем говорить о возможном иноязычном происхождении гидронима "Белокуриха", необходимо ответить на вопрос. Действительно ли река Белокуриха у алтайцев называлась Беле - кюр? Доктор филологических наук И. А. Воробьева, говоря о загадках тюркских названий рек, пишет следующее: "Ученые установили, что в большинстве языков топоним состоит из двух слов, причем конечное имеет значение "река", "вода". По этому конечному слову можно узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. У тюрок "река" обозначается словами ИЛГА, ЮЛ, СУ: Илгай, Мрассу, и др. Кроме того, в тюркских названиях часто встречается суффикс со значением обладания ЛЫГ, с его вариантами ТЫГ, ДЫГ, ТУ, ДУ, которые в русском языке превращаются в ЛА, ТА. ДА" [1].
Таким образом, структура алтайских (тюркских) названий рек, (состоящих из двух слов), представляет собой, традиционно сложившуюся топонимическую модель, где второе слово в наименовании реки имеет значение "река" или "вода". Например, Ак - Кем - "Белая река" или Сары - Суу - "Желтая вода". Как видно, в структуре Беле - кюр второе слово имеет значение "мост", а не "река" или "вода". Это противоречит традиционному способу образования алтайских названий рек, что говорит об искусственном происхождении данного алтайского (тюркского) наименования реки. Кроме того, на берегах реки Белокурихи встречается рябина, но лишь в виде отдельно растущих деревьев, что характерно для этого вида (рябина - одиночно растущее дерево). Поэтому в природе не существует рябинового леса и, нависающие над рекой Белокурихой арочные "рябиновые мосты", - не более чем вымысел. Становится очевидным: алтайского названия реки Беле - кюр, не существовало. В действительности река Белокуриха у алтайцев, по всей вероятности, имела название Пелэ (Беле) - кем. Приведем тому некоторые доводы. Алтайское слово пелэ, беля (беле) может употребляться, не только в значении "рябина", но и в значении "кордон" (урочище). Например, в окрестностях Телецкого озера есть населенный пункт под названием Беле (Беля), что означает Кордон. Как известно, исток реки Белокурихи находится у горы Синюхи, в районе которой есть местечко под названием Кордон. Поэтому алтайское название реки могло сложиться на основе Беле(Беля) в значении "кордон", соответственно, с добавлением слова "кем" - река, что было традиционным в строении тюркских (алтайских) названиях рек. В переводе это могло означать "река на Кордоне, текущая с Кордона". Так как в алтайском языке "Б" в начале слова произносится как "П", алтайское название реки произносилось как Пелэ - Кем. Все это похоже на то, что традиционное алтайское название реки Пелэ (Беля) - кем истолковали как Беле - кюр, которое дает сходство с основой топонима "Белокуриха". Отсюда и появилась версия: в основе топонима Белокуриха якобы алтайское название реки Беле - кюр.
В 2016 году в местной прессе была опубликовании еще одна "совсем свежая версия", согласно которой наименование нашей местности, (имеется в виду река), восходит к древнетюркскому слову Бюлю - гюр, которому дается следующее толкование: "бурлящая вода, поднимающая со дна камушки", что якобы можно было наблюдать в местах выхода термальных вод. Других пояснений к данному толкованию Бюлю - гюр, не приводится. Тогда как согласно словарям, слово "бюлю", не тюркского происхождения, а образовано от бурятско - монгольского "бюглюю", что означает "глухая тайга, затишье, безветренное место, захолустье" [2]. По этим признакам местности река Вилюй у якутов получила название - Бюлю. Совершенно очевидно, что слово "бюлю" появилось в якутском языке с приходом якутов в район реки Вилюй, в результате ассимиляции их с бурятско - монгольским населением, и, разумеется, никакого отношения к наименованию нашей местности (реки) не имеет. Подведем итог. Анализ показывает: попытки объяснить происхождение топонима "Белокуриха" на основе иноязычных названий оказались несостоятельными. Поэтому принцип "каждая версия имеет право на существование" здесь неуместен, ибо подобного рода версии приводят к искажению культурных традиций и ошибочному толкованию истории, той или иной местности.
Изучая происхождение географических названий, необходимо учитывать, что топонимы несут в себе вполне объективную информацию, так как они возникают в результате осмысленного акта познания человеком своей среды обитания. Поэтому в топонимах могут быть скрыты объективные исторические данные, элементы культурных традиций, сведения этнографического характера, признаки ландшафта и т.п. Поскольку возникновение топонима "Белокуриха", так или иначе, связано с приходом русских поселенцев в окрестности Белокурихи обратимся к истории освоения русскими первопроходцами предгорий Алтая. История заселения Алтая русскими людьми связана с приходом сюда старообрядческого населения. Историей алтайского старообрядчества занимались Н.В. Алексеенко, Ю.С. Булыгин, Н.Г. Аполлонова, С.И. Гуляев, Г.Н. Потанин и многие другие ученые. Согласно этим материалам, активное распространение старообрядчества в Сибири начинается в последней четверти XVII в. Основной причиной массового продвижения старообрядцев в Сибирь стали религиозные гонения со стороны официальных властей. Подтверждением тому являются документально зафиксированные факты сожжения раскольников властями города Тобола в 1676 и 1683 - 1684 годах. Самосожжения старообрядцев в Березовском на реке Тобол в 1679 году, в Каменском под Тюменью и в Кургайской слободе в 1687 году. На территории Сибири старообрядчество распространялось в соответствии с общей направленностью продвижения русского населения - с северо-запада на юго-восток. Так старообрядцы оказались на Алтае. Скрываясь от религиозных гонений в труднодоступных ущельях Алтайских гор, старообрядцы основали здесь ряд поселений. Сегодня хорошо известно: одним из первых поселений, основанных старообрядцами в ближайших окрестностях ныне города - курорта была деревня Солоновка. Это поселение было не единственным в окрестностях Белокурихи. Например, не существующая ныне деревня Устауриха. Наверняка были и другие поселения, но их наименования не сохранились до наших дней. Итак, первыми русскими поселенцами в окрестностях Белокурихи были староверы.
Освоение гор Алтая русскими первопроходцами, не могло не отразиться на топонимике этого региона. По мнению О. Т. Молчановой "когда русскими переселенцами осваивались необжитые земли, то вся топонимическая система создавалась заново. В этом случае географические названия были русскими, как по происхождению, так и употреблению" [3]. В аналогичных условиях шло формирование топонимической системы и с приходом староверов в предгорья Алтая: их расселение привело к возникновению здесь географических названий с топоформантами "уха", "юха" и "иха", о чем свидетельствуют работы ученых. Обратимся к ним. "Первоначально носители топоформанта - иха появились в Приишимье, оттуда уже в первые десятилетия 18 века их основная часть двинулась на юго-восток, в Верхнее Приобье. Исторически это совершенно достоверный процесс: выходцы с Ишима упоминаются при заселении Верхней Оби. Также есть основания связать носителей топонимической модели "-иха" с наиболее активным "пионерным" отрядом колонистов, выступавшим в соответствии со сложившимися в его среде традициями и хозяйственными стереотипами в роли первопроходцев. В этом случае становится понятным процесс образования "каймы" топонимов на "-иха" в предгорной зоне Алтая: от Белокурихи на северо - востоке, до Коробихи на западе и юге". Было ли это активное колонизированное движение населения старообрядческим? По-видимому, да". И далее. "Трудно удержаться от предположения, что активизация использования форманта "-иха" алтайскими старожилами была стимулирована также и получением дополнительных сведений о характеристичности топонимов с окончанием на "-иха" Костромскому Поволжью, ассоциировавшемуся с протекающей в этих местах рекой Керженец. Поэтому формант "-иха" на позднем этапе своего бытования мог, действительно, быть включен в культурный комплекс "кержаков"-старообрядцев в качестве некоторого идейно-исторического обоснованного компонента их притязаний на особую этническую историю" [4]. Исследователь Н.А. Смирнова отмечает: ":внеязыковой причиной большого распространения на Алтае топонимов с суффиксом "-их(а)" является влияние старообрядцев, закрепленное большим количеством переселенцев из северных губерний:" [5]. По мнению И.А. Воробьевой, доктора филологических наук, профессора, распространение топонимов с суффиксом "-их(а)" на территории Сибири, и в частности на Алтае, связано с расселением старообрядцев. "Среди поселений старожилов особый интерес представляют селения, в названиях которых есть суффикс "-их", реже "-ух", "-юх", "-ых". В Европейской части они устойчиво связываются с расселением старообрядцев. Эти суффиксы наиболее распространены в Среднем Поволжье, оттуда плотной полосой идут на Вятку, через Урал к Томску и далее расходятся веерообразно в южную Сибирь и на восток до Тихого океана. На Алтае такие названия встречаются повсеместно: Выдриха, Тележиха, Повалиха, Прослауха и др. Это может считаться одним из свидетельств широкого расселения здесь староверов" [6]. Этот перечень можно продолжить географическими названиями, которые и сегодня сохранились в окрестностях города - курорта: гора Синюха, Толстуха, Воструха, Глухариха, река Устауриха и, разумеется, река Белокуриха. Все эти географические названия возникли в условиях обособленного (скрытного) расселения в 18 веке староверов в предгорья Алтая, и, соответственно, все они являются русскими, как по происхождению, так и употреблению. И гидроним "Белокуриха" - не исключение, в основе которого антропоним (фамилия) первопоселенца на реке Белокурова. Основанием тому служит архивная карта, на которой обозначена заимка Белокурова. Эта старая карта на русском и немецком языках. Как известно в 20-х годах 18 века в Сибирь с экспедицией направляется Д. Г. Мессершмидт, а с 1733 по 1743 гг. Сибирь исследует Г. Миллер, что хронологически совпадает с освоением староверами Верхнего Приобья, а затем появления их в предгорьях Алтая. Поэтому неудивительно, что на этой карте обозначена лишь заимка Белокурова, так как близлежащих сел (Новотырышкино 1801 г.) и (Сычевка 1802 г.) на тот период не существовало. О первичности возникновения на реке заимки Белокурова говорил сотрудник Краевого архива Н. Савельев. В 1963 году в своем ответе на запрос руководства курорта Н. Савельев, опираясь на архивную карту, высказывал мысль о том, что свое название река могла получить по фамилии первопоселенца на реке, указывая на старшинство заимки Белокурова. [7]. Архивная карта является историческим документом, и обозначенное на карте наименование заимки (Белокурова - Biclokourowa), не может косвенно свидетельствовать о возможном хозяине этой заимки. Другим, не менее важным аргументом является наличие в топониме "Белокуриха" топоформанта "иха", носителем которого были первопоселенцы (староверы) в окрестностях Белокурихи. Как известно, сам топоним состоит из топоосновы которая не существует в чистом виде и всегда дополняется до целого слова, оформляется с помощью вспомогательного элемента - топоформанта. В данном случае в структуре гидронима "Белокуриха" формант - "иха", являясь дополнительным элементом основы антропонима "белокур", указывает на значение принадлежности. Эта топонимическая модель (основа антропонима (фамилии) + топоформант - "иха") была традиционной и наиболее активна в гидронимии, на что указывала И.А. Воробъева: ":суффикс "-их(а)" обычно присоединялся к основам, указывающим на физико-географические особенности реки, но более всего к основам антропонимов:" [8]. Так река получила свое название по фамилии поселенца, который волей исторической судьбы оказался первым на ее берегах. Необходимо отметить. Фамилия Белокуров необычная: помимо значения белокурый, белолицый, она имеет значение "обеленный", то есть свободный от всех податей человек. Для староверов, подвергавшихся административным преследованиям и духовным притеснениям, это имело немаловажное значение, так как в наименовании реки воплощалось ощущение внутренней свободы староверов, их "особая этническая история", и в этом смысле топоним "Белокуриха", несомненно, несет в себе элементы культурного и исторического наследия первых русских поселенцев в предгорьях Алтая.
В ряде публикаций о Белокурихе можно прочесть, весьма странное заключение: среди жителей Старой Белокурихи не было Белокуровых, а потому название реки, не имеет никакого отношения к этой фамилии. Нет Белокурова и в "ревизских сказках". Надо сказать, что данное мнение воспринимается порой, как серьезный аргумент. Поэтому здесь необходимы отдельные пояснения. Дело в том, что Белокуров не был жителем Старой Белокурихи. Он был жителем своей заимки, которая с приходом русских земледельцев в 1802 году на реку Белокуриху перестала существовать. Это подтверждается проверкой Штемберга. Он, как известно, первым описывал в лето 1804 года "пашенных людей" на реке Белокурихе. Разумеется, будь Белокуров в 1804 году среди поселенцев (А. Дорофеева и Я. Клепикова) на реке Белокурихе, он был бы отмечен Штембергом в документах переписи - "ревизских сказках". Поэтому документальным на сегодня свидетельством существования на реке заимки Белокурова являются сохранившиеся архивные карты. Кроме того, отметим и такой, немаловажный факт: первоначально ныне село Старо-Белокуриха именовалось как село Белокурово. Это первичное название Старо-Белокурихи, вряд ли может вызывать сомнения, относительно своего происхождения, свидетельствуя о той доле уважения русскому первопроходцу, за его не легкий труд в деле освоения новых земель.
Завершая тему, необходимо подробнее остановиться на "белом курении", которое возникало в результате выхода термальных вод в непосредственной близости от реки Белокурихи. Это природное явление стало основой, распространенного на сегодня толкования, - река (Белокуриха) получила свое название по "белым курящимся" парам от русских земледельцев в начале 19 века, будучи безымянной. Словообразовательная структура (основа "бел" и "кур") дает возможность объяснения топонима "Белокуриха" по "бел(ому) кур(ению)". Однако в данном толковании, вряд ли можно согласиться с утверждением того, что река Белокуриха до прихода русских земледельцев была безымянной. Во - первых, освоение старообрядческим населением предгорий Алтая еще в 18 веке привело к возникновению здесь топонимов на "-уха", "-юха" и "-иха", в числе которых, соответственно, топоним Белокуриха. Во- вторых, есть свидетельства о существовании заимки Белокурова и первичности ее появления на реке Белокурихе, что является небезосновательным подтверждением возникновения наименования реки по фамилии основателя заимки. Наконец, наименование реки было известно переселенцам, еще до прихода их на реку, что видно по документам начала 19 века - "прошениям крестьян". "В мае 1802 года крестьяне Яков Клепиков из деревни Быстрый Исток и Андрей Дорофеев из деревни Зиминой обратились с прошением о допуске их за "военную линию" к речке Белокурихе (выделено мной) "для хлебопашества и построения необходимых избушек".[9]. Таким образом, к приходу русских земледельцев в начале 19 века на предгорную равнину река (Белокуриха) уже имела название.
Поэтому, рассматривая "белые курящиеся пары", относительно топонима "Белокуриха" можно говорить о вторичном варианте, который действительно мог быть обусловлен дальнейшим освоением долины реки Белокурихи русскими поселенцами. При освоении предгорной равнины в начале 19 столетия русским земледельцам, несомненно, станут известны термальные источники на реке Белокурихе, так как они находились на незначительном расстоянии (примерно 10 - 15 км.) от возникших поселений. Но это вовсе не означает, что они тут же нарекут реку по "белым курящимся парам", поскольку река уже имела название. Русские земледельцы уважительно относились к первопроходцам. Неслучайно, по фамилии первопоселенца будет названо поселение "пашенных людей" на реке - Белокурово, которое в 1808 году шихтмейстером А. Гаузе будет обозначено, как "заимка Белокуриха".[10]. Решение шитмейстера вполне понятно. А. Гаузе в документах "ревизии" обозначил селение Белокурово, расположенное на реке Белокурихе, чтобы то было идентично названию реки. Это было логичным и, безусловно, более практичным при оформлении документации, и, разумеется, не имело никакого отношения к "белым курящимся парам". Поэтому возникновение вторичного варианта топонима "Белокуриха", на мой взгляд, связано не с тем, что "белое курение" имело место быть, а с дальнейшим освоением долины реки Белокурихи русскими земледельцами. Поясним. Дело в том, что у выхода термальных вод долина реки Белокурихи была заболочена, (что делало ее непригодной для проживания и ведения хозяйственной деятельности), поэтому ее освоение русскими людьми началось лишь с активным развитием мукомольного дела, то есть в более поздний период. С расширением пахотных земель и увеличением населения потребность в водяных мельницах будет постоянно нарастать. В силу этих причин, в 40-х годах 19 века, у выхода реки Белокурихи из горной теснины, в непосредственной близости от термальных источников "трое крестьян из села Новотырышкино построят мельницу, а рядом - свои дома". [11]. Так у места выхода термальных вод, образующих те самые "белые курящиеся пары", возникнет поселение. Поэтому вполне закономерно, что для людей, обосновавшихся рядом с "бел(ым) кур(ением)", название их поселения, как и название реки станет связано с этим природным явлением. Так возникнет вторичный вариант наименования, и поселения, реки. С известностью Белокурихи своими термальными водами ("белыми курящимися парами"), вторичный вариант станет доминирующим, вследствие чего поселение "пашенных людей" (Белокурово) Белокуриха, расположенное на этой реке, будет переименовано в село Старо-Белокуриха, тогда как будущий курорт получит название Ново-Белокуриха.
Подводя итоги вышеизложенному, сегодня можно говорить о двух вариантах, объясняющих этимологию гидронима "Белокуриха". Первый хранит в себе фамилию первопоселенца на реке Белокурова, отражая, таким образом, историю освоения русскими первопроходцами окрестностей Белокурихи, их культурные традиции. Второй обусловлен возникновением Ново-Белокурихи в непосредственной близости от термальных источников, что, несомненно, связано с историей становления и развития курорта Белокуриха, известного сегодня не только в России, но и за ее пределами. В заключение было бы уместным привести мнение известного ученого относительно географических названий. "Топонимы требуют бережного и вдумчивого отношения к себе, так как географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено. Иногда языковой анализ дает возможность двоякого объяснения топонима, и только знание природных особенностей, а также истории местности помогает выбору надежной этимологии. Нарушение принципов этимологического анализа топонимов приводит к появлению фантастических объяснений и выдумок" [12].
Список литературы.
- Воробьева И.А. Топонимика Западной Сибири. - Томск, 1977.
- Географическая энциклопедия.
- Молчанова О. Т. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1969.
- Курилов В.Н. Русский субэтнос Западной Сибири в середине XIX века: расселение и топонимия // Рукопись дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2002.
- Смирнова Н.А. Словообразовательная модель с суффиксом "-их(а)" в топонимии Алтая (в сопоставлении с именами нарицательными) // Языки и топонимия Алтая. - Барнаул: Изд. АлГУ, 1981. - С. 35.
- Воробьева И.А. Топонимика Западной Сибири. - Томск, 1977.
- Из официального ответа сотрудника Краевого архива Н. Савельева директору курорта А. Н. Булычеву // Материалы Государственного архива Алтайского края. - 1963.
- Воробьева И.А. Русская топонимия средней части бассейна Оби. - Томск, 1973. - С. 54.
- Булыгин Ю.С. История заселения и образования населенных пунктов в предгорьях Алтая // Очерки истории и культуры. - Барнаул, 1998.
- По дважды Алтайской земле. Туристические районы Алтайского края./ Сост. А. Н. Романов, С. В. Харламов. - Барнаул, 2003. - С. 24.
- Шапошников И. А Белокурихинские целебные источники,- Барнаул, 1916.
- Воробьева И. А. "Язык Земли". Западно - Сибирское книжное изд. Новосибирск, -1973.
|