Опубликовано (обновлено) в каталоге: 31.07.2015

Могильник Саглы-Бажи

Расположение: Республика Тыва

посмотреть на карте

Могильник скифского времени Саглы-Бажи II расположен в Овюрском районе на юге Тувы в 21 километре к западу от поселка Саглы (Кызыл-Тей) на высоте около 2000 метров над уровнем моря.

Саглынская долина, особенно западная ее часть, является одной из самых суровых в климатическом отношении зон Тувы, даже летом здесь сохраняются обширные по площади постоянные снежники, очень часто выпадает снег.

Первые археологические исследования на территории Саглынской долины были предприняты в 1955 году во время проведения разведывательных маршрутов в западных районах Тувы, многие из которых к тому времени представляли собой белые пятна на археологической карте. Разведочные работы показали, что высокогорная Саглынская долина является одной из богатейших в археологическом отношении территорий Тувы и не уступает таким районам, как Монгун-Тайга, Кара-Холь и правобережье Улуг-Хема.

Расположенные на высокогорном плато памятники могильника Саглы-Бажи II вытянуты в единую цепь с юго-востока на северо-запад и подразделяются на две группы.

Первая группа (северо-западная) состоит из курганов с камерами-срубами, часть курганов окружены единой подпрямоугольной оградой. В эту же группу входит и курган №7, под которым имелось погребение монгун-тайгинского типа. Вторая группа (юго-восточная) включает три кургана с камерами-срубами, детское погребение в каменном ящике и ритуальную выкладку.

Могильник Саглы-Бажи II оказался первым целиком непотревоженным могильником среди всех памятников пазырыкского типа. Все исследованные ранее пазырыкские курганы Алтая были разграблены еще в древности. Древние грабители не только похитили огромное количество вещей, некогда находившихся в усыпальницах, по нанесли не меньший ущерб и тем, что переместили с первоначальных мест останки погребенных и тот инвентарь, который был оставлен в камерах. Подобная участь не миновала и знаменитых больших курганов Алтая в долине Пазырык, давших тем не менее находки мирового значения: благодаря подкурганной мерзлоте и после ограбления многие вещи уцелели.

Особенности образования подкурганной мерзлоты в Саглы, несомненно, были иными, чем зафиксированные на Алтае, где основным фактором образования подкурганной мерзлоты являлось наличие крупных каменных надземных сооружений, служивших теплоизолятором. Образование мерзлоты в саглынских курганах, где отсутствовали крупные надземные курганные сооружения, определялось, прежде всего, характером климатических условий Саглынской долины. В отличие от алтайских курганов, где образование мерзлоты проходило в две фазы (первая - после производства захоронений, вторая - основная по массе - грязно-желтый лед, образовавшийся после ограбления), ледяная масса в непотревоженных саглынских курганах имела лишь одну фазу образования. Совокупность наблюдений, полученных в Саглы, свидетельствует о том, что лед заполнил камеры уже тогда, когда разложение трупов в основном завершилось.

Детальное исследование камер и смежных с ними отсеков могильных ям позволило установить ряд весьма существенных фактов. Все исследованные камеры сооружены таким образом, что концы бревен выступают за стены срубов (так называемая рубка с остатком). При исследовании крупных камер также была зафиксирована глиняная промазка пазов в нижних ярусах срубов. Оба эти факта свидетельствуют о стремлении создать сооружение, устойчивое к зимнему промерзанию. Масштаб срубов и применяемые способы строительства позволяет говорить, что погребальные камеры являются весьма близким прообразом реальных жилищ, сооружавшихся в этих же горных районах в скифское время.

Примечательно, что в глубоких срубах присутствовали также и подполы, где находилось большое количество строительных отходов, показывающих, что срубы монтировались непосредственно в могильных ямах. Помимо строительного мусора были обнаружены и орудия труда, использовавшиеся в свое время при рытье могильных ям (деревянная колотушка и деревянная лопата). Эти предметы аналогичны находкам, обнаруженным в больших пазырыкских курганах Алтая. Обычай помещать у стенок камер орудия труда отражает устойчивую традицию, также характерную для пазырыкских памятников Алтая.

Погребальный обряд курганов с камерами-срубами могильника Саглы-Бажи II характеризуется следующими основными чертами:

  • ориентация погребенных головами на северо-запад в положении на левом боку с подогнутыми ногами
  • абсолютное большинство захоронений являются коллективными, многоактными, в подземные камеры вели ходы, через которые в срубы проносили каждого очередного погребаемого
  • взрослые погребенные располагались в один ряд, головами к северо-западной стенке камеры, останки детей располагались в ногах погребенных взрослых, кроме одного случая, когда погребенная женщина держала ребенка в объятиях
  • В пределах могильника Саглы-Бажи II также были раскопаны погребения монгун-тайгинского типа, несомненно, одновременные погребениям в камерах-срубах: парное захоронение мужчины с ребенком и детское погребение в каменном ящике.

    При погребенных в камерах был обнаружен разнообразный и многочисленный сопроводительный инвентарь.

    Каждого из погребенных мужчин сопровождали наборы вооружения: бронзовые кинжалы-акинаки с крыловидными эфесами, в ряде случаев при них сохранились ножны, имевшие деревянную основу и кожаное покрытие, украшенное аппликациями; бронзовые боевые и вотивные чеканы c деревянными рукоятками, берестяные и кожаные и колчаны со стрелами с бронзовыми трехперыми или костяными трехгранными наконечниками, бронзовые ножи с петлей, в деревянных ножнах, обтянутых кожей, бронзовые зеркала в кожаных, меховых, матерчатых и войлочных футлярах, а также всевозможные бронзовые и роговые пряжки, обоймы, пуговицы, глазчатые импортные бусы.

    Очень многочисленны находки амулетов из просверленных клыков от убитых на охоте животных - медведя, благородного оленя (марала), дикого кабана, кабарги. Найдены произведения искусства, выполненные в пазырыкском варианте скифского звериного стиля. Это резные пластинки, с ювелирной точностью выполненные из рога марала и лося. На одной из этих пластин изображена лежащая лошадь, две другие являются парными: на одной из них вырезаны две фигурки горных баранов, на другой изображены в характерной пазырыкской манере (с вывернутым назад крупом) две лошади; на этой же пластинке изображены головы хищных грифов, головки двух антилоп. Среди произведений искусства особое внимание обращает на себя изящная головка антилопы-чээрена, выполненная из маральего рога. Встречаются и не очень тщательно выполненные украшения, часто штампом. Из золотых изделий наиболее примечательна фигурка марала, уверенно вырезанная из цельного золотого листа.

    Материалы исследований, в том числе и раскопки могильника Саглы-Бажи II, показали, что ареал курганов пазырыкского типа включал не только территорию Алтая, но и обширные территории Центральной Азии и Восточного Казахстана.

    На всех этих территориях представлены памятники пазырыкского типа, оставленные племенами, которые, по-видимому, составляли весьма могущественный союз.

    Локальные варианты пазырыкской культуры могут быть классифицированы по особенностям погребального ритуала:

  • Алтайский вариант. Курганные погребения в камерах-срубах, ориентация камер - сторонами по странам света, ориентация погребенных - головами на восток, имеются сопроводительные погребения коней в убранстве. Памятники данного варианта встречены не только на Алтае, но также в Туве и Восточном Казахстане
  • Центральноазиатский (тувинский) вариант. Курганные погребения в камерах-срубах, ориентация камер - углами либо сторонами по странам света, ориентация погребенных - головой на северо-запад и запад, сопроводительное захоронение коней отсутствует
  • Среди курганов скифского времени, раскопанных на могильнике Саглы-Бажи II, представлены в основном курганы центрально-азиатского варианта.

    Датировка памятников могильника Саглы-Бажи II вполне четко определяется по сопроводительному инвентарю, который позволяет отнести эти курганы к V-III векам до н. э.

    В статье использованы материалы работы А.Д.Грача "Могильник Саглы-Бажи II и вопросы археологии Тувы скифского времени"




    Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 3351