Опубликовано (обновлено) в каталоге: 21.02.2014

Фотоотчет: Хакасия - 2013

С приближением лета снова, как непоседливого хоббита, потянуло в путешествия.

В этот раз объектом осмотра стала Хакасия.

К организации поездки, надо сказать, отнеслись довольно безалаберно. В плане "экипировки" все было на высоте, взяли столько, что 90% не понадобилось в принципе, но не на себе же тащили, в конце концов. Благоразумно я купил перед выездом карту Хакасии в масштабе 1:500000, которая, как будет сказано позже, не раз выручила. Даже нанес на карту точками места, которые планировали посетить. Но вопрос проживания, хотя и неоднократно поднимался, но так и остался нерешенным.

Первый день

Дорога

Выехали из Новосибирска 8 июня 2013 года в 21:00. Наверное, потому что была ночь с субботы на воскресенье, трасса оказалась удивительно пустая. Так, например, от Кемерово до Мариинска встречные и попутные машины (все вместе) можно было пересчитать по пальцам.

В Верх-Чебуле свернули с трассы в сторону Шарыпово. Вопреки многочисленным рассказам об ужасном состоянии дороги ничего из ряда вон выходящего не обнаружено: гравийка, конечно, могла бы быть и получше, ям в асфальте могло бы быть и поменьше, но, в общем и целом, ехать вполне сносно.

Рассвет застал нас на границе Кемеровской области и Красноярского края.

Из интересных мест отмечу поклонные кресты на въезде и выезде в село Тисуль. Кресты вырезаны из дерева и покрашены белой краской. Но сочетают как перекладину, свойственную православным крестам, так и фигуру, выполненную в католической манере.

Также упомяну про сильное разочарование: "Навител" совершенно не знает Хакасии. Если в селе Шира он знает каждый поворот, то, например, в Черногорске может запросто "заблудиться". То же относится и к оживленным дорогам: по пути от Жемчужного к Шира он перестраивает маршрут по десять раз в минуту.

В поисках отдыха

Мы планировали часам к 6 утра доехать до села Парная на Большом озере, там пару-тройку часов поспать в палатке, а затем с новыми силами отправиться дальше.

Однако озера встретили нас полным запустением, лишь где-то далеко на противоположном берегу виднелась одинокая палатка. Проехали мимо нескольких баз отдыха, но ни одного человека не встретили. Ставить же палатку в гордом одиночестве на открытом месте в прямой видимости от дороги сочли неблагоразумным.

Погуляли немного, "стрясли" сон и поехали дальше.

Сулекская писаница

Заправившись в Копьево, отправились на запад на Сулекскую писаницу.

Писаница расположена всего километрах в 20 от Копьево по правой стороне дороги к селу Сарала. Скала с писаницей хорошо видна с дороги. Может быть, поэтому поверх рисунков Окуневской культуры (2 тысячелетия до н.э.) такое обилие "художеств" современных недоумков типа "здесь был Вася". Самый "древний" из таких "шедевров", увиденных мной, датируется 1932 годом. Где-то читал, что первая современная надпись относится в 1901 году. Еще добавлю, что в левой части писаницы огромное панно сплошь покрыто современными надписями.

Здесь я впервые столкнулся с практически полным безразличием местных жителей к местным достопримечательностям. У подножия писаницы строятся деревянные домики, стилизованные под юрты. Один из рабочих на вопросы о писанице лишь неопределенно показывал на скалу и односложно отвечал "не знаю".

Сундуки

Доехали до села Июс. Не переезжая мостик перед селом, свернули на проселок в сторону Сундуков. От дороги ведут многочисленные свертки направо к дороге, ведущей вдоль соседней протоки древней оросительной системы, через которую есть мостик. После мостика дорога ведет прямо к подножию первого, самого известного Сундука. Не буду утверждать, что дорогу не размывает в дожди, но нам повезло - было сухо, поэтому проблем не возникло, всего парочка неглубоких бродов через лужи.

Подъем на Сундук в начале довольно крутой и состоит как бы из нескольких террас. Поднявшись на первую, после бессонной ночи решил на этом остановиться.

В поисках озера Фыркал

Возвращаемся к мостику и сворачиваем не налево к Июсу, а направо на дорогу, идущую вдоль Сундуков, правда, отделенную от них протокой. Навигатор ведет по чистому полю, поэтому руководствуюсь картой. Выезжаем на гравийку, ведущую на Черное озеро, но оно не входило в наши планы, сворачиваем налево на мостик.

На повороте обнаруживаем древние захоронения, даже две группы разных захоронений. Склон справа покрыт небольшими вскрытыми курганами. А на поле слева от дороги находятся десятка два плиточных могил.

За мостом навигатор проснулся и настоятельно рекомендовал свернуть направо на несуществующую дорогу. Дорогу то нашли... примерно в километре, и не направо, а налево. По проселку выезжаем на северный берег озера.

Озеро Фыркал

Само озеро красивое. Берега немного заболочены и покрыты пожухлой травой. Портят вид кучи мусора.

В момент нашего присутствия озеро было безлюдным, лишь одна группа рыбаков, бросив лодку рядом, пыталась что-то поймать с берега.

Обратная дорога с озера оказалась намного проще. С северной оконечности озера через село идет дорога на трассу Копьево-Шира, на которой, кстати, есть указатель между Целинным и Соленоозерным "Фыркал - 3 км".

В поисках жилья

Время близится к обеду. Едем в Шира пообедать и уже искать место для отдыха.

В Шира зашли поесть в кафе на автовокзале. Надо сказать, кафе сильно удивило. Еда очень приличная. Ценник тоже не может не порадовать: полноценный обед (первое, второе, третье) на двоих стоит 200-250 рублей в зависимости от меню.

Утолив голод, ищем место для сна. Перед отъездом прочитал много отчетов. Как-то больше понравилось озеро Белё с его многочисленными палаточными лагерями.

Правильно свернув с трассы по указателю "Красноярск-Новоселово", по глупости или незнанию счел, что Белё должно находиться слева от дороги и, решив, что мы едем вдоль его западного берега, сворачиваю направо и полями попадаю в... Жемчужный. В палатках встать ближе 500 метров от берега нельзя - спасибо свинской натуре туристов и новым поправкам в Водный Кодекс. Найти жилье в поселке оказалось тоже совсем не просто: то еще не открыты в связи с "не сезоном", то жилье есть, но машину приткнуть некуда, то и жилье есть, и машину на территории можно поставить, но ценник 700 рублей с человека со своим бельем, с казенным постельным бельем - еще 100 рублей. Вобщем, не воодушивило. Да и скопление машин и людей совсем не понравилось, хотелось покоя и уединения.

Выяснил дорогу на Белё, и через полчаса мы наслаждались и покоем, и уединением в гордом одиночестве (не считая хозяев) на базе прямо на берегу озера Белё с прекрасным видом на гору Чалпан.

Второй день

Первый день полноценного отдыха, как водится, сопряжен с наиболее насыщенной программой.

Озеро Иткуль

Озеро расположено в непосредственной близости от Шира. Один из свертков находится прямо напротив уже упомянутого поворота на Красноярск-Новоселово и озеро Белё. Далее многочисленные проселочные дороги ведут к разным местам озера Иткуль и не только к нему. Похоже, мы выбрали не удачную дорогу. В конце крутая, изрытая канавами от ручьев, она не позволила выехать на берег. Но крутиться и искать подъезд было некогда: на день была намечена весьма насыщенная программа.

Дикое озеро

Доехали до селения Карасуг. Там навигатор предложил свернуть на проселок и... обозначил чистое поле и расстояние до конечной точки. Понятно, что это не устраивало.

Обратился за помощью к местному жителю. Он подробно описал дорогу. А за 2 сигареты из закромов достал замызганный тетрадный листок с заранее нарисованной схемой и еще раз в красках с точностью до каждого поворота описал дорогу. Правда, листок не отдал, одно дело за пару сигарет просто показать его, другое - перерисовывать.

Едем по наводке до Большой Ербы. Навигатор упорно предлагает развернуться и ехать, руководствуясь стрелкой на белом экране, за что и был наказан выключением.

От Большой Ербы сворачиваем на Сонское. Километров 10 не доезжая Сонского, с дороги есть обозначенный сверток налево на Туманное. Дальше проселок через лес. Повторю, нам повезло, что было сухо. В дожди не ручаюсь, что можно было бы проехать.

На берегу озера расположена турбаза, так что, дорога одна, если возможно проехать с этой стороны, то промахнуться невозможно.

Небольшое озеро расположено в котловине в окружении березового леса. Если бы не турбаза с ее инфраструктурой на берегу, было бы прекрасное место для медитации, не смотря даже на сильно заболоченные берега.

Сам себе Сусанин

Заехали пообедать в Сорск. Но там единственная столовая оказалась закрыта на спецобслуживание. Пришлось довольствоваться ватрушками с громким названием "пицца" из местной кулинарии.

А дальше навигатор напрочь отказался включаться. Все работает, а Навител, мигнув песочными часами, запускаться отказывается. Как программист, я понимал, что проблема решается за 2 минуты, был бы под рукой компьютер. Так, собственно, и получилось, дома навигатор ожил после перезаливки Навитела. Но пришлось смириться и ехать в Абакан за новым навигатором - в незнакомых безлюдных местах все же без него очень тоскливо.

Пока же пришлось руководствоваться картой...

Озеро Улуг-Коль

По трассе на Абакан сворачиваем в районе Весеннего на Камызяк. Страшно, но даже без навигатора пропускать достопримечательности не хочется. Исхожу из соображений, что, если есть дорога, то она куда-то ведет, если что, по ней же можно вернуться назад.

Вокруг бескрайние высохшие (или еще не расцветшие) степи. Местами то тут, то там встречаются солончаки. По пути встречается озеро с покрытыми солью берегами.

К самому озеру подъехать не получилось по причине отсутствия свертков. Подойти вплотную не позволяют заболоченные берега.

Салбыкские курганы

Возвращаемся до хутора Камышовый и полями направляемся на Салбык.

И вот перед нами открывается огромное поле с несколькими десятками курганов разной величины и разными по количеству камней оградами. Многие курганы разграблены, это видно по многочисленным провалам на их поверхности. Камни некоторых оград достигают 2-3 метров в высоту.

Вообще, нахождение в Долине царей производит сильное впечатление. Здесь не хочется разговаривать, здесь рука не поворачивается выкрутить руль, чтобы подъехать прямо к кургану, хотя сделать это намного проще, чем дойти. Но это не сравнимо с ощущением благоговейного страха от нахождения на кладбище, здесь ощущение совсем другое. Отсюда, с одной стороны, хочется поскорее уехать, но, с другой стороны, хочется и остаться здесь подольше. Отсюда хочется бежать, но каждый камень будто бы зовет к себе, чтобы ты подошел, прикоснулся к нему, а он беззвучно рассказал бы свою историю.

Новый навигатор и продолжение пути

Проселками добираемся до Черногорска, где я купил самый дешевый навигатор, который только мог найти.

Навител 5.5 с картами Q1-2012 тут же заблудился в Черногорске. Полагаясь больше на интуицию, чем навигатор, нашел дорогу на Троицкое.

Боярская писаница

Около 19 часов по местному времени свернули с трассы на Абакано-Перевоз. Там пастух на мотоцикле расписал мне дорогу. Ошибся, конечно, километра на 4. Ну и приврал, не без этого. "Там такая лощинка, с горочки спускаешь, но наверх не поднимаешься, тут в низинке на горке и есть рисунки". Напоминает по описанию овражек, не так ли. Не тут то было. "Лощинка", как оказалось - это низина на пару километров.

Похоже, в силу туманного расположения, писаница не столь посещаемая. Древние рисунки сохранились гораздо лучше, чем на Сулекской писанице. Да и современных надписей практически не видно. Они есть, но не так варварски сделаны поверх петроглифов.

Копенский чаа-тас

Возвращаемся назад к Красноярскому водохранилищу. Не доезжая Абакано-Перевоза, по обе стороны дороги расположены многочисленные могильники, окруженные относительно невысокими, хотя и довольно крупными, в то же время, тонкими камнями. В отличие от многих других могильников, создается впечатление, что камни установлены хаотично, будто этот могильник сооружался в спешке. Ощущение тоже иное, чем, например, на могильнике у Сундуков или у озера Шира. Здесь чувствуется какая-то суровость, а не умиротворенность большинства могильников. И все это практически на самом берегу водохранилища...

Часть камней покосились от времени, все поле будто бы перепахано, глубокие ямы - следы разграбления.

Третий день

Туимский провал

Доехали до Туима. У магазина спросили у местных ребятишек, где провал. Один пацан 10 лет от роду по имени Сережа предложил проводить нас до провала.

По дороге он рассказал нам историю провала в изложении "мне один человек рассказывал". В общем, дело было так. Давно на месте провала была шахта, где добывали золото. А рядом был завод. Действительно, развалины завода имеются по дороге на провал. И вот эту шахту выкопали так глубоко, что оттуда вышел монстр. Все думали, что это тень последнего рабочего, выходящего из шахты в конце рабочего дня. А это была не тень, а призрак. И начал этот призрак куролесить по округе. Монстра, конечно, победили. Но, чтобы никто снова из шахты не вылез, ее пришлось взорвать. Так получился провал.

Сам провал впечатляет, конечно, масштабом. Размеры провала 700 метров в длину, 400 в ширину, глубина до поверхности озера 120 метров, глубина самого озера около 100, местами до 500 метров. Вода в озере ярко бирюзового цвета из-за растворенных в ней солей меди.

Вход на провал платный, 50 рублей с человека. Невольно вспоминается, что за осмотр провала догадался брать деньги еще Остап Бендер.

Тропа шаманов

Из Туима едем в Ефремкино.

По дороге встречаются многочисленные могильники. Вообще Хакасия создает впечатление огромного древнего захоронения.

Примечательно, что несколько крупных камней огорожены, установлены памятные доски. Надпись на одной из них гласит "Поклонившись камню, ты поклонишься доброй традиции древних. Ты поклонишься окружающему миру, природе, горным духам. Ибо этот камень, как и ты, есть часть природы. Попроси у нее здоровья, благополучия и доброго пути."

Чтобы попасть к началу Тропы шаманов (местные называют "Тропа предков"), за Ефремкино прямо перед мостом нужно повернуть налево. За горочкой находится музей и площадка, где можно оставить машину.

Во время нашего посещения мы не встретили никого, ни в музее, ни на тропе.

Тропа начинается от воды, где сооружена деревянная лестница с перилами. Дальше, конечно, лестница и перила заканчиваются. Мы же по незнанию полезли прямо в гору. Вид с вершины, бесспорно, потрясающий: у подножия горы протекает бурный Белый Июс, а по горе тоненькой ленточкой, вьется тропа вверх-вниз-вверх-вниз...

Несложная для прохождения тропа изобилует местами, воздействующими на человека даже теперь. Можно представить, насколько потрясали открывающиеся со скал виды степного кочевника, впервые оказавшегося в горах, ведь всего в десятке километров от массива настоящая степная Хакасия. Входы в гроты, представлялись Предку входами в мир загробный, где возможна встреча как с чудовищами мира мертвых, так и с духами - покровителями, а проходы под арками соответствовали пониманию перехода в иную реальность, похожую и на родную, и отличную от земного мира. Вероятно, путь проходили не сразу. Человек, пришедший за мистическим опытом, проходил лишь какую-то часть, возвращался, затем через некоторое время, сочтя себя подготовленным для постижения Законов пути, вновь выходил на тропу.

Думается, что иногда на полное прохождение могло не хватить и целой жизни. Этим, кажется, объясняется тот факт, что тропа в своем начале буквально врезанная в рельеф затем почти исчезает. Так и мы, поднявшись на первую вершину, посмотрели на тропу и решили для себя, что пройти ее нам не суждено, во всяком случае, не в этот раз.

От Ефремкино до Коммунара дорого идет вдоль бурного Белого Июса. Дорога, прорубленная в подножие горы, создает впечатление, что едешь где-то по Алтаю в Онгудайском районе.

Четверный день

Ивановские озера

Через Копьево доезжаем до Приискового. В отличие от того, что мы видели в предыдущие дни, дорога идет по смешанному лесу, чем дальше, тем больше березы вытесняются хвойником. Рядом течет горная река Сарала.

В конце дорога упирается в относительно невысокие горы, покрытые снегом. Примечательно, что снег лежит и в самом поселке. И это в июне!

От Приискового в сторону озер дорога представляет собой сплошной ручей и небольшими бродами. Перед выездом на площадку, где оставляют машины, брод достаточно уже серьезный. Там сорвал машине глушитель. Хотя CR-V отнюдь нельзя назвать низкой машиной. Обратный путь машина изображала из себя взлетающий самолет, что заставляло жителей проезжаемых деревень удивленно оглядываться. А ведь некоторые еще и сами платят за такое! Ремонт занял 20 минут и 300 денег.

Вернусь к озерам. Увы, на Ивановские озера нам подняться было не суждено. Мужчина, у которого я спрашивал дорогу, критически посмотрел на мои трекинговые кроссовки и заявил, что в них я не пройду и 100 метров, нужны сапоги, желательно повыше.

Пятый день

Покорение сундука

В принципе, запланированная программа практически выполнена. За исключением, что Сундук так и не покорили. Едем до Сундуков с твердым намерением подняться до конца.

Подъем на Сундук оказался совсем не сложный: минут 15 неспешным шагом и ты наверху. Самые крутые нижние ярусы. Дальше дорога уже плавно поднимается вверх. Надо сказать, дорога наверх довольно жутковата. Идешь по гребню шириной 5-6 метров. Головой понимаешь, что ветром не сдует, землетрясения не будет, камень под ногами не провалится. Но все равно не по себе. И здесь к даже не боязни, а опаски высоты добавляется еще странное чувство тревоги, словно приближаешься к чему-то запретному.

На вершине Сундука находится куб с ребром около 10 метров, который снизу создает вид сундука. Вблизи он выглядит уже не так впечатляюще и загадочно.

Сундук оказался "пустым", он по форме напоминает подкову. Интересно, подъем по середине будет ли проще?

Озеро Тус

По пути на базу сворачивает в Соленоозерном по указателю "оз.Тус - 4 км".

По полю идет множество дорог в разных направлениях. Поехали по одной, а она, поднимаясь вверх, вдруг без предупреждения заканчивается обрывом на вершине сундукообразной горы. Благо, у меня привычка тормозить перед вершиной подъема. И то было совсем нехорошо на душе. Полагаю, вниз "съехали" не один десяток машин, судя по накатанности дороги и отсутствию на вершине укатанной площадки, где бы все разворачивались.

Посмотрев с вершины, нашел озеро Тус и подъезд к нему. Дорога к озеру весьма крутая и разбитая. Зато само озеро поражает своей красотой, не смотря на слегка заболоченные берега, истоптанные коровами (со всеми вытекающими, точнее, выпадающими последствиями).

Шестой день

Поездив по близлежащим окрестностям, пообедали и в 16 часов поехали домой.

Напоследок

Хакасия произвела двоякое впечатление.

Уникальная, ни с чем больше несравнимая природа, которая просто не отпускала. Поэтому и отъезд домой был отложен еще на день.

А с другой стороны, все время нахождения в Хакасии не оставляло какое-то странное чувство тревоги или волнения. Возможно, из-за того, что мы не сидели на месте, а за день могли посетить несколько совершенно разных мест со своей энергетикой. Плюс к тому добавляется ощущение большого кладбища.

Так или иначе, проехали 3200 км (по одометру) и израсходовали ровно 300 литров бензина (по чекам).


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 4096