Опубликовано (обновлено) в каталоге: 20.09.2015

Гора Догээ

Расположение: Республика Тыва

посмотреть на карте

Невысокая, высотой 1002 метра гора Догээ находится на правом берегу Енисея в нескольких километрах севернее столицы Тувы города Кызыла. Она входит в систему Уюкского хребта Западного Саяна.

Часто Догээ воспринимается как туристическая достопримечательность: в течение всего года, особенно в теплое время, сюда устремляются многочисленные гости столицы республики. С вершины открывается живописный вид на слияние Бий-Хема и Каа-Хема, горные хребты, степную террасу Догээ-Баары, острова Вавилинского затона, панораму Кызыла. Посещение вершины многочисленными туристами не проходит бесследно: cкальные выходы, особенно в верхней части горы, густо покрыты автографами, инициалами, изречениями, картинками, символами, процарапанными или нанесенными краской.

Однако для тувинцев Догээ издавна считается священной. Однако остается неясным, насколько глубоко в историю уходит сакрализация горы. Для решения этого вопроса сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Государственного Эрмитажа обследовали склоны Догээ. В результате были обнаружены две курганные группы и несколько скоплений петроглифов.

У подножья горы с восточной стороны, обращенной к Бий-Хему, слева от ущелья в восточном направлении тянется цепочка из 5 слабо задернованных средневековых курганных насыпей диаметром 5-7 метров и высотой 30-40 сантиметров. Там же, на восточной стороне горы, имеются петроглифы. Наиболее выразительные изображения располагаются на правой стороне ущелья, южнее курганов. Здесь на нескольких плоскостях выбито не менее 10-и схематичных рисунков: животные (козлы, олень, верблюд), всадник на лошади, мужчина с фаллосом. Фигуры выполнены в профиль и направлены вправо, исключая двух геральдических козлов и фронтального мужчину, ступни которого тоже обращены в правую сторону. Эти петроглифы созданы в разное время, на что указывает, что одна часть из них была нанесена по корке пустынного загара, другая же - после ее отслоения. Кроме того, отмечается разная стилистика изображений. Рисунки охватывают широкий хронологический промежуток - с хуннского периода по этнографическое время.

На пологом северном склоне расположено еще одно каменное сооружение, предположительно погребение или разрушенное оваа, диаметром около 2 метров и высотой 50 сантиметров, скорее всего, возведенное сравнительно недавно - 2-4 века назад.

Еще в начале XX века на вершине горы находился большой Оваа.

11 июня 1939 года этот Оваа был уничтожен, а на его месте по-тувински было выложено слово "ТНР" (Тувинская Народная Республика), а затем выложен герб ТНР. Гора Догээ не единственная попала "под руку" революционно настроенной молодежи. В то же время на горе Хавырга был нарисован портрет В.И.Ленина. Об этих событиях 14 июня 1939 года в газете "Шын" председатель ЦК ревсомола ТНР Иргит Бадыраа сказал следующее: "этот наш поход - не простое гуляние, а очищение этого места от сложенных камней и гнилых жердей, старых тряпок лживых лам и шаманов. Это и есть наш ответ на одурачивание ими простых людей". Впоследствии на горе появлялись и другие надписи - "Сталин", "Миру-мир", "Ленин".

Череда таких перемен не могла не затронуть отношения местного населения к горе Догээ. Между тем, гора по-прежнему оставалась значимым объектом для жителей республики, хотя ее восприятие сильно изменилось.

Спустя 70 лет под руководством председателя оргкомитета А.П.Дамба-Хуурака, Камбы-Ламы РТ Джембела Лодоя, министром природопользования РТ С.К.Долгара группа общественности вновь воздвигла оваа на горе Тоге. Там же были сооружены круговые скамьи, разровнена площадка для юрт и палаток, обустроены место для приготовления пищи с запасом дров и мусоросборник.

Позднее, благодаря паломникам, на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шелковые "шарфы" и ленты), а также остатки сан (священный костер).

С возрождением в Туве буддизма Догээ начала приобретать значение одной из главных буддистских святынь. Этому значительно способствовала деятельность Камбы-ламы, храма Цеченлинг, тибетского монастыря Гьюдмед и общественного фонда "Энерел". В результате их усилий на одном из юго-западных склонов была выложена из камней, окрашенных в белый цвет, мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ длиной 120 метров и шириной 20 метров. Кроме того, монахи провели ритуал освещения надписи и развешивания лунгта (флажки с изображением "коня-ветра" и мантрами), предназначенный сделать гармоничной жизненную энергию верующих. Позднее буддисты вышли с предложением о возведении на горе часовни и 30-метровой статуи Будды Шакьямуни, установленной на 25-метровом пьедестале. Проект благословил Далай-лама и поддержало правительство республики. К настоящему вренени сооружен лишь бетонный пьедестал.

Таким образом, гора Догээ представляет собой сложный культовый комплекс, сочетающий как курганные захоронения, так и памятники петроглифического искусства. На сегодняшний день можно утверждать, что она фигурировала в качестве особо почитаемого места как минимум с рубежа эр. Вершина наделялась сакральными свойствами более двух тысячелетий, и эта традиция продолжается до сих пор.




Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 5604