Опубликовано (обновлено) в каталоге: 15.10.2014

Усть-Тасеевское каменное изваяние

Расположение: Красноярский край

посмотреть на карте

Памятник находится на левом берегу реки Тасеевой, недалеко от места впадения ее в реку Ангару, в 10 километрах к северо-западу от поселка Первомайск.

Культовое место представляет собой жертвенник, расположенный у изваяния высотой 152 сантиметров, шириной в основании - 45 сантиметров, на уровне глаз - 35 сантиметров.

Рядом с изваянием на скальной плоскости на высоте около 70 сантиметров от подножия, путем выбивки выполнено контурное изображение человеческого лица.

На протяжении 600-700 лет люди замечали, что молнии бьют в одно и тоже место, и считали поэтому это место необычным и даже зловещим. Люди несли в дар духу, хозяину этих мест, приношения и колчаны со стрелами, так как считали грозовые разряды небесными стрелами. Сменяя друг друга, местные племена считали Тасеевского идола своим. А поскольку менялся внешний облик местного населения, менялся и лик идола.

Опираясь на материалы жертвенника, ученые датируют первоначальное сооружение изваяния скифским временем.

Ученые полагают, что в IV-II веках до нашей эры сибирские скифы были европеоидами. Поэтому и идол первоначально, судя по технике исполнения и деталям оформления, как и местное население, был европеоидом. Идола изготовили в технике рельефной выбивки с прошлифовкой.

От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти "русская" борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, почти портретно и, очевидно, рукой одной мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях.

В более позднее время идол несколько раз менял свой облик. На рубеже новой эры на лице идола появились следы глубокого прорезания - совершенно другой техники. В первую очередь пострадали глаза, которые приобрели зауженный азиатский разрез с незамысловатыми глубокими зрачками. Досталось также и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Очевидно, была попытка "побрить" бороду Тасеевского идола, но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте стела наиболее массивна и тверда. Эта "подработка" была связана с заменой господствовавшего здесь антропологического облика. Так Идол стал монголоидным.

Третья "реставрация", датируемая временем прихода в Сибирь русских, была совсем незначительной. Наверное, тунгусы, вкусившие от казаков табак, прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки, да подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные каракули на близлежащих камнях скалы.

Стоит молчаливый свидетель ушедших времен, затерянный в глухой сибирской тайге, скупо делясь известными только ему тайнами. А само место у жителей до сих пор пользуется дурной славой. Может, потому из года в год на скалах уникального памятника археологии появляются то наспех процарапанные непотребные слова, то следы дроби от выстрелов.


Вернуться к статье "Памятники Нижнего Приангарья"


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий

Серей Шмидт (11.10.2013 09:02)
Тасеевский идол.
Анализ изображения «Тасеевского идола».
Изображение получено с сайта «Гугль планета Земля».
Исходя из того, что детали данной скульптуры не могут быть случайными явлениями, возникшими в результате воздействия природы, и являются результатом работы человеческих рук, мы отметили:
На данном снимке изображена мужская голова, вырубленная из камня. Просматриваются очертания усов и бороды, характерные для европеоидной или угро-финской расы.
Не характерен для сибирского климата, тонко проработанный прямой нос с небольшими крыльями.
Граница бороды и усов обозначены не чётко, но борода хорошо читается как густая и окладистая.
В выбранных пропорциях рта, носа и бороды читается сурово-властное выражение. Сознательно допущена асимметрия, близко посаженных, глаз. Кроме того, левый глаз тщательно проработан, а правый изображён травмированным.
Губы не проработаны, но ротовая щель подчёркивает волевое начало.
При общей проработке, отсутствуют очертания бровей, волосяного покрова на голове и ушей.
В данном изображении передан образ конкретного человека с характерными особенностями.
В целом можно сказать, что работал человек, владеющий металлическим инструментом и имеющий опыт по обработке камня.
Художник-живописец Ярослав Сухов
Фотограф Сергей Шмидт. 10/2013


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 2548