Опубликовано (обновлено) в каталоге: 03.03.2016

Пазырыкцы: Кто такие пазырыкцы

Некоторые исследователи, опираясь на труды китайского историка I века до н.э. Сыма-Цяня, считают, что пазырыкцев следует называть юэджи (неверно приписывая авторство этого утверждения Л.Н.Гумилеву). Но юэджи жили намного южнее, и Гумилев просто не мог об этом не знать. Сыма-Цянь в "Исторических записках" пишет "юэчжи проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном", что соответствует восточной части Таримского бассейна. Далее юэджи были вытеснены хуннами на север в Джунгарию, Алтай и Казахстан во II веке до н.э. - то есть тогда, когда на территории Алтая уже существовала Парызыкская культура. И тот же Сыма-Цянь пишет, что, разбитые шаньюем Модэ, большая часть юэджей ушла на север, где побила скифов.

Это похоже на правду, так как пазырыкцы были расой европеоидного типа. Их еще называют скифы-пазырыкцы. Кроме того, описываемое время в точности совпадает с концом Пазырыкской эпохи. Это указывает, что юэджи были не предками пазырыкцев, а их убийцами.

Сами юечжи многими исследователями связываются с массагетами Средней Азии, продвинувшимися во время греко-персидских войн далеко на восток вплоть до провинции Ганьсу и покорившими хуннов на территории Ордоса. С.И.Руденко, пытаясь объяснить многочисленные среднеазиатские параллели в находках пазырыкских курганов, предложил отождествление юечжей с пазырыкцами Горного Алтая. Также и С.В.Киселев писал: "Восточная экспансия массагетских (юечжийских) племен, с которыми были тесно связаны и азиатские скифы, не могла не способствовать широкому распространению особенностей их культуры и искусства на восток. Одним из первых отражений распространения на восток сако-массагетской культуры, близкой к культуре ахеменидского Ирана, являются своеобразные черты знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае". Таким образом, по мнению ряда исследователей, следует говорить о взаимопроникновении и смешении живших на Алтае скифских племен и юечжей, которое, однако, существено не изменило существовавшие скифские культурные традиции, но внесло в них среднеазиатские элементы.

Поэтому на позднем этапе существования пазырыкской (скифской) культуры отождествление юечжей с пазырыкцами в целом может быть принято при условии широкого понимания границ распространения культур пазырыкского типа. На это обратил внимание А.Д.Грач, писавший, "ареал курганов пазырыкского типа включает не только территорию Алтая, но и обширные территории Центральной Азии и Восточного Казахстана. На всех этих территориях представлены памятники пазырыкского типа, оставленные племенами, которые, по-видимому, составляли весьма могущественный союз".

Но мог ли Сыма-Цянь называть кого-то скифами? Нет! Не мог! Это слово греческое и принадлежит еще Геродоту, который называл скифами народы, обитавшие в Восточной Европе на территории северного Причерноморья в эпоху античности, и никаких "переселений" в глубины Азии они в то время еще не совершали. Позднее слово "скифы" использовалось в греческих (византийских) источниках уже в искаженном виде для наименования многих совершенно различных по происхождению народов - некоторое такое собирательное название дикарей, не арабов, не евреев, вроде бы, и европейцев, но не европейцев. Китайцы, очевидно, знакомые с европейцами, по всей видимости, могли бы называть скифами европеоидные народы, не бывшие ни монголоидами, ни собственно европейцами.

Но Сыма-Цянь и не упоминал про скифов, говоря про народ "с продолговатым лицом, цветом кожи белым с румянцем на щеках, белокурыми волосами, носом выдающимся вперед, прямым, часто орлиным, со светлыми глазами". Он лишь описывал народ, который был полной противоположностью круглолицых, с приплюснутым носом, черноволосых, кареглазых китайцев. А название этого народа скифами - дела современности.

Дело в том, что "скифский период" означает не какую-то стадию развития конкретно восточно-европейских народов, откуда их культура могла бы мигрировать на восток, принеся с собой и название. В конце VIII - начале VII веков до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Черного моря до Байкала среди кочевых народов сформировались новые археологические культуры, которые при всем своем многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, именуемой "скифский мир", или "скифо-сибирский мир". Основным ее отличительным признаком является наличие у населения специфического комплекса вещей (так называемая "скифская триада"), в который входят определенные формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства - скифского (скифо-сибирского) "звериного стиля". Собственно, историческим скифам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала - Северное Причерноморье и частично Северный Кавказ. Понятие "скифы", таким образом, в очередной раз трансформировалось в собирательное именование кочевых (?) народов северного Причерноморья, Южного Урала и Южной Сибири.

Хронологические рамки большинства культур скифо-сибирской области - VII-III века до н.э., чему и соответствует понятие "скифская эпоха".

Таким образом "скифы-пазырыкцы" означает принадлежность к пазырыкской ветви скифо-сибирской культуры.

Итак, Сыма-Цянь пишет, что где-то на севере юэджи побили "скифов", или, лучше сказать, "некитайцев".

Что это за народ, которых юэджи вытеснили с насиженных мест? Кто они были?

В эпоху бронзы (III-II тысячелетия до н.э.) на территории Алтая жили представители Афанасьевской культуры. Помимо основного района - Алтая и Хакасско-Минусинской котловины, ареал распространения памятников Афанасьевской культуры включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Джунгарию (нынешний Синьцзян).

Некоторые источники полагают, что культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями Древнеямной культуры, ассимилировавшими местное население.

Культура пазырыкцев, как и их морфологический облик, обнаруживает смешанные черты тюркских и индоевропейских народов. Индоевропейские черты, как считалось, привнесены экспансией с запада и юга, а тюркские имеют восточное происхождение. Тюркские черты обнаруживаются и у тех людей, что жили на Алтае в эпоху неолита и бронзы. В 90-х годах XX века историей и происхождением пазырыкцев занялись палеогенетики. Их инструментом стали не археологические артефакты и костные остатки, а ДНК, выделенная из сохранившихся мумий. В результате картина скифской экспансии в южную Сибирь и центральную Азию стала видоизменяться. Наиболее доказательная база сложилась для гипотезы о сосуществовании в VI-III веках до н.э. двух культур на территории Алтая - пазырыкской и кара-кобинской, которые берут начало от общего корня - так называемой каракольской культуры. В VIII-VII веках до н.э. (эпоха поздней бронзы) доминировала именно каракольская культура с монголоидным населением. Лишь в конце бронзового века и начале железного к ней начинают примешиваться племена, пришедшие из Прикаспийских степей. Прикаспийские племена несут как европеоидные гены, так и элементы праиранской культуры (кстати, и технология изготовления пазырыкских ковров, и краски для них характерны для древних ирано-туркестанских народностей). Как было показано специалистами из Новосибирского института цитологии и генетики СОРАН, генетическими наследниками пазырыкских племен, вероятнее всего, являются современные самодийцы (селькупы) и кеты, населяющие северо-запад Сибири. Они пришли туда, вытесненные со своих территорий племенами хунну, двигавшимися с востока на запад. Нашлись варианты мтДНК, которые алтайцы (пазырыкцы) железного века унаследовали от своих предшественников бронзового века или от еще более ранних. Все эти варианты в целом имеют западно-евразийское (кроманьольское) происхождение. И число западных вариантов в общем разнообразии мтДНК в железном веке не увеличилось по сравнению с предшествующей исторической эпохой. Другими словами, экспансия скифов на восток в VI-III веках до н.э. не привнесла нового разнообразия в генофонд пазырыкского населения. По мнению испанских специалистов из Независимого Университета Барселоны и Института эволюционной биологии в Барселоне, работавших с останками, миграция скифов с запада на восток не изменила генофонд населения, а инициировала два исторических процесса. Во-первых, распространение новых технологий и в меньшей степени культурных обычаев, и, во-вторых, движение местного (именно местного, а не пришлого!) населения с запада на восток.

Таким образом, кажется, более убедительна версия восточного (точнее, юго-восточного) происхождения пазырыкцев.

Согласно китайской исторической традиции, уже первая из китайских династий, полулегендарная Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе), причем жуны и ди указываются как аборигены, а китайцы пришельцами. Они населяли лесистые горы, тогда как предкам китайцев достались низины. Первые упоминания о ди, живших некогда к югу от Гобийской пустыни, в Китае относятся к III тысячелетию до н.э. Из легенд известно, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну. Они оттеснили "варваров" в горы, степи и даже южные джунгли.

А когда же на рубеже III и II веков до н.э. хуннский шаньюнь Модэ перешел на север Гоби, он встретил там племена динлинов, которых и покорил.

К этой динлинской расе принадлежат четыре древних народа Центральной Азии: кыргызы на верхнем Енисее, динлины в Прибайкалье, усуни в северном Тянь-Шане, и бома в Саяно-Алтае. Все эти четыре народа имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы.

Наконец, имеется указание, что предками бома были ди. Об этом пишет Сыма-Цянь, когда упоминает "царство дисцев Бо-ма". Этих бома, в отличие от северных, китайцы называли западными бома. Как бы то ни было, о другом государстве бома история не упоминает. Но если так, если сибирские и ганьсуйские бома составляли части одного и того же народа, то это доказывает, что "динлин" и "ди" представляют лишь варианты одного и того же племенного прозвания.

Еще один, мне кажется, весьма убедительный аргумент. К степной группе ди относятся: теле, усуни и бай-ди ("белые ди", обнаруженные на Памире, в Ишкашиме и на склонах Гиндукуша под именем "бади"). К племенной группе теле, чьи потомки по сей день живут на территории Горного Алтая, между прочим, принадлежат уйгуры. На китайском рисунке уйгур изображен "человеком с толстым носом, большими глазами и с сильно развитою волосяной растительностью на лице и на всем теле и, между прочим, с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями". И доподлинно известно (от того же Сыма-Цянь), что первое их (теле) название было "чи-ди", то есть "красные ди", и кочевали они первоначально в Хэси, откуда распространились по Халхе и Джунгарии.

Мне кажется, что этих свидетельств достаточно, чтобы считать, что динлины и ди китайских летописей были одним и тем же народом.

Южносибирский тип, то есть динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Динлины "имели сердца тигров и волков", говорит Сыма-Цянь, удивляясь их мужеству и воинской доблести. Динлины были свободолюбивым и подвижным народом, они распадались на множество, по-видимому, очень мелких родов и собирались для отпора врагу лишь в редких случаях и притом на самое короткое время - это говорит вся их история. Их только потому и побеждали их, что обычно имели дело не со сплоченным народом, а с отдельными его немногочисленными родами. Что динлины не были склонны к подчинению, выше всего ставя свою индивидуальную свободу, видно из того, что они без колебания бросали свою порабощенную родину и расходились - одни на север, другие на юг, туда, где еще был простор, куда не добирались китайцы со своим государственным строем, чиновниками и правилами общежитиями.

Итак. Во второй половине III тысячелетия до н.э. часть ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая. И это подтверждается временными рамками существования Афанасьевской культуры (со второй половины III тысячелетия до н.э.).

К VI-V веку до н.э. вытеснение оставшихся ди из нынешних Чжилийской и Шаньсийской провинций полностью закончилось. Известно также, что ди в конце VI века до н.э. перешли на северную сторону Гобийской пустыни. То есть, в Саяно-Алтай, где, очевидно, если не были перебиты местным населением, смешались с ним, принеся новые культурные традиции. Таким образом, Афанасьевская культура сменилась Пазырыкской в Алтае и Тагарской в Хакасско-Минусинской котловине.

Следует также заметить, что ареалы этих культур разделены друг от друга непроходимыми горными хребтами, и это способствовало тому, что за 2000 лет, имея общие историческо-культурные корни, они стали различаться. Этим объясняется схожесть и, в то же время, различие Пазырыкской и Тагарской культур.

Эти выводы также вполне соответствуют временным рамкам существования Пазырыкской и Тагарской культур (VI-III века до н.э.). Этот период начинается именно тогда, когда вторая волна ди ушла на северную окраину Гоби и смешалась там со своими давними родственниками. И заканчивается, когда пазырыкцы были разбиты сначала юэджами, а вскоре и хуннами.

Таким образом, пазырыкцев следуют считать потомками ди, мигрировавших еще в III тысячелетии до н.э. с берегов Хуанхэ, смешавшихся с местным населением (глупо предположить, что долины Саяно-Алтая были необитаемы), а VI веке до н.э. смешавшихся со второй волной тех же ди. Западные мигранты в VI-III веках до н. э. в целом не изменили генофонд населения, но принесли новые технологии. Смешение, новая кровь, новые технологии, естественно, послужили толчком к новому витку развития народа и его культуры и быта.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книги Л.Н. Гумилева "Динлинская проблема", С.В.Киселева "Древняя история Южной Сибири", П.К.Дашковского "Погребальный обряд пазырыкской культуры Горного Алтая", исследовательской творческой работы Тороповой Анны "Особенности костюма пазырыкцев Алтая"


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 1865