Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Уюкская культура и синхронные культуры соседних областей

Археологические данные говорят о том, что территория Тувы в уюкское время входила в обширную зону близкого в культурно-историческом отношении степного мира. К этому миру относятся и памятники так называемого "скифского звериного стиля" (VII-III века до н.э.), распространенные на территории от Северного Причерноморья до Забайкалья, Монголии и Северного Китая. Этот стиль является одним из наиболее распространенных и характерных сходных явлений в материальной культуре и искусстве племен, живших на этой обширной территории.

Исследования археологов показывают, что многочисленные племена, жившие в степях Евразии в I тысячелетии до н.э., имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства. Однако единой культуры, какую можно было бы назвать скифской, не существовало. В действительности на этой огромной территории существовали локальные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга местными особенностями и различным этническим происхождением их носителей.

Относительное сходство локальных культур на огромной территории Евразии сложилось, прежде всего, в результате прочно установившихся торговых, культурных и этнических связей. С.В.Киселев указывал, что "великий пояс степей уже тогда соединил Восточную Европу и Северную Азию единством материальной культуры и художественных идей". В VII-III веках до н.э. в Южной Сибири жили племена, имевшие общие черты в материальной культуре и искусстве со скифами Причерноморья, саками Средней Азии и Казахстана. Это были носители тагарской культуры Минусинской котловины, майэмирско-пазырыкской культуры Алтая и так называемой плиточной культуры Забайкалья и Монголии.

Археологические исследования показали, что в это же время в Туве существовала своеобразная местная культура, имевшая много общего с указанными выше культурами в силу наиболее тесного торгового (менового) и культурного общения со своими соседями.

Сходство материальной культуры и прикладного искусства уюкских племен с древним населением Минусинской котловины, Алтая, Восточного Казахстана, Забайкалья и Монголии было также обусловлено известной общностью их социально-исторического развития и географической близостью. Их различие, их своеобразная местная особенность проявлялись в особых конструкциях погребальных памятников и в погребальном обряде, в значительной степени отличающихся от погребальных памятников и погребального обряда тагарской, плиточной, а также майэмирско-пазырыкской культуры. Эти палеоэтнографические особенности, нашедшие свое отражение в материальной культуре и антропологическом составе населения, заставляют выделить рассматриваемые памятники Тувы в особый культурный район.

Как показывает анализ археологических материалов, на раннем этапе уюкской культуры население Тувы имело связи преимущественно с племенами Минусинской котловины и Алтая, установившиеся еще в карасукакое время.

Для VII-VI веков до н.э. очень характерны случайные находки раннетагарских вещей, попавших в Туву путем обмена или изготовленных по тагарским образцам. Это бронзовые кинжалы, ножи, кельты, шилья, удила и другие предметы, подробно описанные выше.

В V-III века до н.э. уюкские племена имели наиболее тесные связи с племенами Алтая, Восточного Казахстана, Тянь-Шаня, Забайкалья и Монголии и в меньшей степени с тагарцами Минусинской котловины. Ранее существовавшие более или менее тесные связи между тагарскими и уюкскими племенами в этот период ослабевают, но не прекращаются окончательно. Это объясняется, прежде всего, социально-экономическими и географическими условиями двух территорий.

Саянский хребет, отделявший Туву от Минусинской котловины, никогда не являлся непроходимой преградой для постоянного общения уюкских и тагарских племен. Облегчала эту связь и река Енисей. Правда, изменения, происходившие в хозяйственной и культурной жизни населения Тувы и Минусинской котловины в V-III веках до н.э., а также богатые природные ископаемые и самостоятельные очаги металлургии обеих территорий сделали их менее зависимыми друг от друга.

Конструкция курганов, обряд погребения и могильный инвентарь тагарцев имели присущие только им особенности. Однако земляные курганы строили как тагарцы, так и уюкцы. И те, и другие сооружали из лиственничных бревен сходные срубы, в которых содержались коллективные захоронения. Все эти черты отсутствуют на других территориях.

С V века до н.э. уюкские племена не столько усиливают свои культурно-торговые и военные связи с племенами Алтая и Монголии, сколько играют между ними активную посредническую роль. Некоторые черты уюкской культуры имеют сходство с майэмирско-пазырыкской культурой Алтая, тесно связанной в свою очередь с Казахстаном и Средней Азией. Конструкция каменных курганов, обычай сооружать ритуальные круги из восьми камней и, наконец физический тип самих погребенных обнаруживают известную близость между уюкскими и пазырыкскими племенами.

Сходство между уюкской и пазырыкской культурами прослеживается также в таких предметах могильного инвентаря, как керамика (сосуды в форме узкогорлых кувшинов и банок, шаровидные и вазообразные сосуды), наконечники стрел (трехгранные втульчатые и черешковые трехлопастные), кинжалы типа скифских акинаков, детали конской сбруи (удила, пронизки) и других. Однако влияние Алтая не такое сильное, еще раз отметим, что в Туве был раскопан один типично пазырыкский курган с погребениями коней.

Своеобразными особенностями уюкской культуры, отличающилги ее от пазырыкокой, являются детали погребального обряда. Это трупоположение на боку, в скорченном положении, головой на запад и отсутствие сопроводительных погребений коней, в то время, как погребенные в пазырыкоких курганах лежат вытянуто на шине, головой на восток, часто в колодах, в сопровождении конских погребений со сбруей за пределами двойных камер-срубов, ориентированных сторонами строго по странам света.

Уюкские большие земляные курганы и херексуры в свою очередь не отмечены на Алтае. Но зато на Алтае и в Казахстане в единичных случаях обнаружены оленные камни и каменные курганы с погребениями в цистах, круги из восьми камней, которые характерны для укжокой культуры Тувы. Оленные камни широко распространенные в Туве, встречаются также и в Забайкалье. При этом такие памятники совершенно отсутствуют в Минусинской котловине.

Широко распространенные в Туве каменные курганы с кольцом встречаются не только на Алтае, но и в Восточном Казахстане, на Тянь-Шане и Памире. Погребения в срубах из бревен и в каменных ящиках из плит также обнаружены на этих территориях, расположенных к западу от Алтая. Характерный для уюкских племен Тувы обычай класть под голову покойника камень-"подушку" и положение погребенных на левом боку, в скорченном положении, головой на запад или северо-запад существовали в сакских курганах VI-V веков до н.э. на Тянь-Шане и Памире. Некоторые вещи могильного инвентаря (керамика, украшения, удила) также и сближают уюкские племена Тувы с ранними кочевниками Восточного Казахстана и саками Киргизии.

Из Алтая, Казахстана и Средней Азии, по-видимому, проникали в Туву глазчатые, сердоликовые и стеклянные бусы, а также образы зооморфных существ (тигра, грифонов).

Опираясь на эти материалы, можно считать, что население Тувы в уюкское время имело широкие культурные и торговые связи с различными племенами соседних, а иногда дальних стран.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 453