Опубликовано (обновлено) в каталоге: 05.05.2016

Тува скифского времени: Уюкские племена и их культура

Общественные отношения

Социальный строй племен Тувы в рассматриваемое время, по-видимому, был близок к общественному строю соседних майэмирско-пазырыкских и тагарских племен Алтая и Минусинской котловины. В уюкское время в социально-экономической жизни населения Тувы происходили сложные процессы. Рост скотоводства и земледелия, а также дальнейшее развитие производительных сил в связи с начавшимся освоением железа повлекли за собой распад первобытнообщинных отношений.

Общественный строй племен Тувы в этот период, исходя из анализа рассмотренных выше памятников, представляется как первобытнообщинный на грани разложения и развития имущественно-социальной дифференциации. С увеличением богатств и утверждением отцовского права наследования, отдельные патриархальные семьи стали самостоятельными хозяйственными единицами общества, но с сохранением всех иных связей с родовыми коллективами.

Наряду с родовыми погребениями с бедным инвентарем или даже без него появляются богатые погребения, принадлежавшие племенным вождям и главам патриархальных семейств. Это огромные земляные и каменные сооружения с пышным погребальным инвентарем, среди которого встречаются ценные вещи, в том числе золотые украшения.

Хотя в этот период патриархальная семья уже сложилась, но, видимо, еще были сильны пережитки материнского рода. Во всяком случае женщины в то время занимали важную роль в общественной и хозяйственной жизни.

Возникновение богатых патриархальных семей и племенной знати, сосредоточившей в своих руках все основные средства производства (главным образом землю и скот), сопровождалось определенными формами использования чужой рабочей силы. В сооружении огромных земляных и каменных насыпей с глубокими погребальными ямами, несомненно, принимало участие большое количество людей, так как сделать это было лишь под силу целому роду или племени или за счет эксплуатации рабской силы.

Если часто встречающиеся группы курганов с одиночными погребениями, вытянутыми цепочкой по прямой линии с севера на юг, были родовыми кладбищами, то курганы, содержащие погребения коллективные, являлись семейными усыпальницами. Это свидетельствует о выделении патриархальных семейств, которые становятся обособленными хозяйственными единицами общества.

Войны еще более способствовали распаду первобытнообщинных отношений и усиливали роль военачальников, как обособляющейся аристократической верхушки. Война играла важную роль и в жизни племен Тувы. В погребениях этого времени найдены многочисленные предметы вооружения (железные и бронзовые кинжалы и чеканы с длинной деревянной рукояткой, на конце которой имелся бронзовый вток), свидетельствующие об увеличении роли войны в жизни уюкских племен. Основными причинами войн была борьба за овладение лучшими пастбищами и погоня за богатой добычей и военнопленными, которых не убивали, а использовали в качестве рабской силы в скотоводческом и земледельческом хозяйстве. Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, начинает вестись только ради грабежа и становится постоянным занятием.

Главным военным оружием дальнего боя был короткий сложный лук и стрелы с бронзовыми наконечниками. Остатки колчанов, луков и большое количество наконечников стрел, иногда с деревянными древками, найдены во многих погребениях мужчин-воинов. На мужских черепах встречены также пробоины, нанесенные ударами чекана, или трещины от ударов режущим оружием. В рукопашном бою применялись кинжалы, чеканы и ножи.

Хозяйство

О хозяйственной деятельности и материальной культуре племен, живших в Туве на раннем этапе уюкокого времени, сведения весьма ограничены из-за малой изученности памятников этого периода. Хозяйство Тувы в это время, как и в эпоху поздней бронзы, очевидно, базировалось на скотоводстве, земледелие же, по сравнению с V-III веками до н.э., по-видимому, играло подсобную роль. Сравнительно хорошо были развиты горные промыслы (добыча руды и бронзолитейное дело), которые достигли подлинного расцвета на поздних этапах уюкской культуры в V-III века до н.э.

О хозяйственной жизни, бытовом укладе и материальной культуре населения Тувы в период с V по III века до н.э. известно уже достаточно много благодаря сравнительно богатым материалам из раскопок значительного количества погребальных памятников того времени.

Судя по костям животных, которые найдены в погребениях, в скифское время в Туве разводились все основные виды домашних животных: козы, овцы, крупный рогатый скот. Природно-климатические условия Тувы того времени были примерно такими же, что и теперь. Сравнительно малоснежная зима и наличие обширных пастбищ, покрытых сочными травами, несомненно, благоприятствовали разведению домашнего скота.

Помимо овец и крупного рогатого скота разводили, конечно, и лошадей. В некоторых могилах кроме отдельных костей лошади встречаются предметы конского снаряжения. В одном из курганов V-III века до н.э., раскопанном С.А.Теплоуховым в 1927 году в селе Туран, найдены четыре конские головы и три уздечки с наборами украшений. Следует указать, что погребения с конем в целом не характерны для уюкской культуры. Единственное погребение с конем в Туве было открыто на высокогорном могильнике Саглы-Бажи II и, как говорилось выше, является захоронением выходца из Алтая, погребенного по своему алтайскому обряду, отличному от уюкского.

Лошадь использовали в первую очередь для верховой езды, но, возможно, и в качестве тягловой силы. На лошадях не только ездили за скотом, но воевали и охотились на зверей. В Туве пока не обнаружено ни конских седел, ни повозок указанного периода, но они, по-видимому, были, так как и седла, и деревянные повозки найдены по соседству с Тувой в пазырыкских курганах Алтая.

Распространение в V-III веках до н.э. производства железа, освоенного еще в VII-VI веке до н.э., вероятно, повлекло за собой развитие земледелия. При раскопках погребений этого периода не было обнаружено ни пахотных орудий, ни даже серпов, зато были найдены части каменных зернотерок и остатки проса, которые говорят о распространении земледелия.

Подсобную роль в хозяйственной жизни племен Тувы играла также охота. Костные остатки, найденные в уюкских курганах, говорят нам о том, что объектом охоты были медведи, маралы, кабаны, козлы, кабарги, разные мелкие зверюшки и дичь. Это подтверждается также рисунками различных диких животных и сценами охоты на них, высеченными среди наскальных изображений этого времени. Судя по писаницам, можно считать, что облавная охота конных всадников-загонщиков и пеших лучников была широко распространена, а основным орудием охоты были луки и стрелы с наконечниками из бронзы и кости.

Широкое развитие в уюкское время получили горное дело и металлургия.

Добывать медь начали еще в эпоху бронзы, но наиболее значительного развития горное дело достигло лишь в уюкское время. В этот период высокого уровня развития достигло бронзолитейное дело, расцвет которого падает на V-IV века до н.э. Следы добычи и плавки меди найдены в Хову-Аксы, Он-Кажаа, Бай-Сют и Кызыл-Торг. В древних горных выработках в Хову-Аксы был найден целый комплекс орудий, употреблявшихся в процессе горных работ, среди них каменные молоты, кирки, рудотерки.

Добывать железную руду и получать железо уюкские племена начали на раннем этапе укжской культуры, примерно с VI веке до н.э. Это может быть подтверждено находками коррозированных остатков железных изделий из трех курганов первого этапа уюкской культуры. В V-III веках до н.э. железо выплавляли сыродутным способом. В этот период железо еще не могло вытеснить бронзу, из которой продолжали изготовлять все основные орудия труда и предметы вооружения. Окончательную победу над ней в Туве железо одержало лишь в последующее время, начиная со II века до н.э. Древние горные железные выработки, относящиеся к позднему этапу уюкской культуры, обнаружены в Кара-Суке, у реки Шарбак, в урочище Алдын-Хурак, в верховьях реки Бурен-Хем. Наиболее крупным из них было Карасукское месторождение железной руды.

Добывалось и золото.

Важное место в хозяйственной жизни племен Тувы в уюкское время занимало домашнее керамическое производство. Посуда изготавливалась путем ручной лепки (без применения гончарного круга), достигнув в V-III веке до н.э. известного совершенства как в обработке, так и в орнаментации. Кувшинообразные шаровидные сосуды с узким горлышком использовались, вероятно, для хранения продуктов, конические баночные сосуды - для приготовления, а небольшие - для принятия пищи.

Одежда уюкского периода найдена лишь фрагментарно. Однако о занятиях прядением и ткачеством свидетельствуют находки глиняных пряслиц, остатки одежды из шерстяных тканей, обрывки шерстяных шнурков, ниток и ремней. В одном из курганов сохранились остатки штанов из шерстяной ткани, укреплявшиеся на шнурке. Кроме прядения и ткачества население, очевидно, обрабатывало меха и кожу. Из кожи делали одежду, сосуды, чехлы для колчанов и чеканов, футляры для ножей и кинжалов, ремни конской сбруи и др. В ряде курганов этого времени найдены остатки кожаной одежды, кожаные сумочки с подкладкой из тканей.

Одежду шили из войлока, кожи, а также из шерстяных и растительных тканей. Судя по одежде соседних пазырыкских племен Алтая, население Тувы в уюкокое время, вероятно, также носило короткие кожаные и меховые кафтаны, полусапожки, островерхие войлочные или кожаные шапки. Штаны шили из шерстяных тканей, кожи и меха. Особой разницы между одеждой мужчин и женщин в то время, по-видимому, не было.

Несколько слов нужно сказать и о жилище уюкских племен Тувы. Основными типами их жилищ, вероятно, были решетчатая войлочная юрта, конический чум из шестов, крытый берестой или шкурками животных, и наземные деревянные срубные дома. Юрты у тувинских племен того периода, возможно, были такими же, как и у их соседей - пазырыкских племен Алтая и тагарских племен Минусинской котловины.

Религиозные представления

Об идеологии и религиозных верованиях племен Тувы в уюкокое можно судить, прежде всего, по погребальному обряду и культовым памятникам, связанным с древними традициями. Возникли они в результате бессилия первобытного человека в борьбе со стихийными силами природы. Изменение социально-экономических отношений в рассматриваемое время повлекло за собой изменения в идеологических.представлениях уюкских племен. Тотемизм, характерный для патриархально-родового строя, в этот период уже потерял свое первоначальное значение, хотя его пережитки были еще очень сильны. Поэтому старые тотемные животные (олени, горные козлы, маралы и др.) продолжали еще играть важную роль в изобразительном творчестве и культово-магических представлениях древних уюкоких племен.

В основе религиозных представлений племен Тувы в описываемый период лежал, вероятно, анимизм, то есть вера в фантастические сверхъестественные существа (в души и в духов). Погребальные сооружения и совершаемые в них похоронные обряды, несомненно, свидетельствуют о вере в загробную жизнь, о культе предков. Вместе с умершими клали пищу, орудия, оружие и различные самого умершего одевали в специальные костюмы и обувь, украшения, без которых не представляли себе загробную жизнь. Иногда вместе с покойником клали убитую собаку, верного друга и помощника степных скотоводов и таежных охотников.

Могилы, вырытые в виде землянок, а также бревенчатые срубы, напоминающие деревянные дома живых (иногда каменные ящики), по-видимому, понимались как жилища погребенных. В честь умершего на могиле сооружали искусственные каменные и земляные насыпи разной величины и размера в зависимости от того, какое положение он занимал в жизни своих соплеменников.

Важное место среди инвентаря курганов скифского времени Тувы занимают бронзовые и костяные амулеты, "охраняющие" от злых духов. Служили амулетами также раковины каури, различные подвески из клыков кабана, кабарги, зубов марала, медведя и др. Все они посередине имели сквозные отверстия для ношения.

Культовое значение имели и рассмотренные выше монументальные посмертные сооружения - оленные камни и многочисленные наскальные рисунки, среди которых были различные повествовательные композиции и сложные культовые сцены, раскрывающие некоторые особенности ритуала и верований древних укжцев.

Немаловажную роль в религиозных представлениях уюкских племен, очевидно, играли почитание и обожествление одухотворенных сил природы и небесных тел: солнца, огня, воды и т. д., о чем говорит высеченное изображение солнечного диска на оленных камнях. Поклонялись укжские племена и своим предкам, что, по-видимому, отразилось в оленных камнях, символизирующих умерших уюкских героев.

Таким образом, религиозные представления уюкских племен были еще первобытными.

Изобразительное искусство

О том, что в укжокое время население Тувы имело яркую и самобытную культуру, достигшую сравнительно высокого уровня развития, свидетельствуют своеобразные и многочисленные предметы материальной культуры и прекрасные образцы изобразительно-орнаментального искусства, найденные в погребениях. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства, хотя, несомненно, отвечают нормам художественного вкуса и требованиям религиозных воззрений своих создателей.

Своеобразное и самобытное искусство племен, населявших Туву в уюкское время, рассматривается не только на основе оригинального местного творчества, но также в тесном взаимодействии с искусством других соседних и дальних племен и народов и кроме типичных местных особенностей сочетает в себе элементы так называемого "скифо-сибирского звериного стиля", имевшего самое широкое распространение в изобразительном творчестве многочисленных и различных в этнокультурном отношении племен евразийских степей в VII-III веках до н.э.

Вопрос о происхождении "звериного стиля" пока еще остается нерешенным. Известно, что немалую роль в развитии и распространении этого стиля играл широкий межплеменной обмен, в сфере влияния которого находились и уюкские племена Тувы, чье изобразительно-орнаментальное искусство в это время воплощалось в бронзовом литье, художественной резьбе по кости, дереву и рогу, в керамике, в наскальных рисунках и монументальных каменных посмертных памятниках - оленных камнях и др.

Основным объектом изобразительного искусства в этот период был мир животных, характерный в скифское время для искусства племен евразийских степей.

Животный мир, представленный в искусстве уюкских племен, может быть разделен на две группы: изображения реальных зверей (домашних животных и птиц) и  изображения фантастических животных (грифоны, "пантеры"), не существующих в .природе. Все эти животные изображены в самой разнообразной трактовке и позах (изображены одни лишь головы зверей, грифонов и животных, встречаются и сложные композиции, в состав которых входят два или несколько фантастических зверей).

Большой художественный интерес представляют предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, мастерски отлитые из бронзы или вырезанные из кости. Барельефные изображения фигурок животных встречаются на различных деталях оружия, конской сбруе и украшениях. Например, бронзовая бляшка, отлитая в виде лежащей косули, хотя композиционно и не очень пропорциональна, но сделана с большим художественным вкусом и реалистичностью всех черт, свойственных для этого животного. Очень выразительны бронзовые головки сибирского козерога с круто изогнутыми рогами, служившие крюком для подвешивания колчана, и бронзовая пластинка с фигуркой кошачьего хищника, грызущего головку косули. Все они мастерски выполнены древними умельцами Тувы в духе "скифо-сибирского звериного стиля".

Значительный интерес как памятники искусства представляют и наскальные рисунки. К ним относятся изображения оленей, лосей, маралов и других животных, нанесенные на скалы путем высечения углубленного контура или силуэта. Они отличаются большой выразительностью и реалистичностью исполнения. Кроме отдельных фигур животных среди наскальных рисунков встречаются бытовые сцены и жизненные композиции.

Своеобразными памятниками, изготовленными местными мастерами под влиянием "скифо-сибирского звериного стиля", являются четырехгранные или округлые в сечении, хорошо обтесанные монументальные каменные памятники - оленные камни. На них высечены силуэты чрезвычайно характерных для скифского стиля животных: оленей, маралов, лосей, кабанов и лошадей.


Оглавление:

© Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

В статье использованы материалы книг Д.Г.Савинова "Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез", М.Х.Маннай-оол "Тува в скифское время"


Поделиться ссылкой:


Комментарии к статье Добавить комментарий


Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


Просмотров страницы: 494