Опубликовано (обновлено) в каталоге: 17.03.2016

Скифы: Скифская эпоха

Хронологические рамки большинства культур скифо-сибирской области - VII-III века до н.э., чему и соответствует понятие "скифская эпоха". Вместе с тем существуют гипотезы о более широких рамках существования некоторых археологических культур, входивших в состав данной области.

Сложность изучения скифо-сибирского мира состоит в том, что в отечественной (да и мировой) историографии взаимоотношения обществ Древнего мира и степной Евразии не рассматривались как система отношений двух параллельно развивающихся исторических систем. Объектами исследований становились, как правило, лишь отдельные события, например, переднеазиатские походы скифов, походы Персов в эпоху Кира и Дария, восточный поход греко-македонской армии. Такой односторонний подход имеет определенные причины. Основная из них, как представляется, состоит в том, что общества Древнего мира рассматривались как явление культурно-историческое, а степная Евразия - как явление исключительно археологическое. Таким образом, роль степной Евразии в мировой истории, естественно, принижалась, а сами эти общества, несмотря на накопленный колоссальный материал, преимущественно археологический, рассматривались не как самостоятельная противостоящая древним европейским обществам историческая сущность, а лишь в качестве некоторой канвы, на которую проецировались события, происходящие в Европе.

Рассматривая эту проблему как взаимоотношения двух миров, фактически двух цивилизаций, следует, прежде всего, обратить внимание, на наличие прямых контактных зон: на западе скифы и греки, в центральной части - саки и персы, а позднее эллины, на востоке – скифы Центральной Азии и Китай.

Можно выделить несколько периодов взаимоотношений этих двух миров Евразии.

Первый период становления скифо-сибирского исторического единства охватывает первую половину I тысячелетия до н.э., точнее, до конца VI века до н.э. Второй период расцвета скифо-сибирской культуры начинается на рубеже VI-V веков до н.э. и продолжается до начала II века до н.э. Третий период заката скифской эпохи охватывает последние века I тысячелетия до н.э. и первые века н.э., он характеризуется усилением роли гунно-сарматских обществ, их активным влиянием на события евразийской истории.

Первый период отмечен событиями, кажется, прямо не связанными друг с другом.

Это сначала походы киммерийцев в Переднюю Азию; начало греческой колонизации Причерноморья и включение Персией в сферу своего влияния части районов Средней Азии. В это время в степной евразийской зоне шло сложение культурно-исторического единства. В результате, к VII веку до н.э. на территории Евразии сложились параллельно существовавшие "миры", которые находились в постоянных контактах. Первые упоминания о скифах в ассирийских источниках относятся к первой половине VII века до н.э. Согласно этим источникам, скифы обосновались где-то в Мильской степи и в союзе с маннейцами и мидянами выступили против Ассирии, в результате чего (не без участия скифов) часть Мидии освободилась от власти Ассирии, и было основано независимое Мидийское царство.

В последней четверти VII века скифы вновь появляются на исторической арене. Тогда главенствующая роль на политической арене Древнего Востока переходит от Ассирии к Вавилону. С восстания в находившемся в подчинении Ассирии Вавилоне 627 года до н.э., последующей войне мидиян и Ассирии начинается отмеченный Геродотом 28-летний период господства скифов в Азии, когда они, словно ураган прошли через Месопотамию, Сирию, Палестину и достигли границ Египта. Упоминаемое Геродотом 28-летнее господство скифов в Азии соответствует времени между падением Ниневии в 612 году до н.э. и заключением мира между Мидией и Лидией в 585 году до н.э. Таким образом, уже в период образования своего государства в степном Причерноморье скифы в Передней Азии были силой, которая имела определенное военное и политическое положение.

Другая устойчивая линия взаимоотношений - это скифо-сибирский мир и Персия. К середине VI века до н.э. персы сокрушили владычество мидян и основали огромную мировую державу, куда вошли территории Вавилонии, Сирии, Палестины и Финикии.

Третьей зоной исторических взаимовлияний степного мира и древних цивилизаций были восточные территории: Китай и районы Центральной Азии. Здесь контакты отмечены, преимущественно, распространением археологических материалов, которые дают некоторое историко-картографическое представление о границах двух миров. В первой половине I тысячелетия до н.э. развитие двух миров шло почти безболезненно, в результате эти две зоны исторического развития приходят в непосредственное соприкосновение на огромном протяжении, в результате чего, памятники скифской эпохи уходят далеко на юг, охватывая огромную территорию, включая степную часть Маньчжурии, всю Внутреннюю, Восточную и Центральную Монголию, Синьцзянь.

С рубежа VI-V веков до н.э. складывается качественно новая ситуация. Она характеризуется тем, что скифо-сибирский мир уже сложился как определенное культурно-историческое единство, как степная скотоводческая цивилизация со своим набором исторических ценностей.

В контактных зонах отношения складывались по-разному.

В Причерноморье отношения между эллинским и скифским мирами были устойчивыми, экономически и политически сбалансированными.

По-другому складывались отношения с Персией. К концу VI века до н.э. границы Персидской империи при Дарии простирались от Фракии на западе до Северной Индии на востоке. Если в предшествующий период кочевники использовались разными политическими силами в своих интересах (Вавилон, Лидия, Персия и др.), то теперь, со сложением скифо-сибирского мира возникает реальная опасность со стороны этого мира. Именно этим продиктованы походы персов и их стремление ослабить, оттеснить, подчинить скифов. Территория Средней Азии была уже подчинена Персией, то есть юго-восточная часть скифского мира входила в сферу влияния персов, самостоятельной оставалась его западная часть. Очевидно, этим и диктовалась необходимость войны Дария со скифами ("саками с острыми шапками", вероятно, саками-тарадарайя) в 514-513 годах до н.э.

С севера лежал третий мир - скифо-сибирский, которому суждено было вступить в политическую борьбу позже, во время Восточного похода Александра Македонского. Восточный поход греко-македонской армии был фактически продолжением тех отношений, которые доминировали в V-IV веках до н.э. Все это свидетельствует о том, что и персы, и греко-македонцы ранней поры эллинистической эпохи неизменно стремились расширить свои владения за счет частей скифо-сибирского мира.

На востоке напряженные события развернулись уже после 330 года до н.э., когда Македонская армия заняла Парфию, Арию и Араходию (Афганистан) и двинулась на север, в области Окса и Яксарта (Амударьи и Сырдарьи). В то же время складываются и новые отношения между земледельческим Китаем и кочевниками. В Китае, с распространением железа, начиная с эпохи борющихся царств и в период Цинь-Хань, степные земли как объект земледелия начинают приобретать определенный экономический интерес, что приводит к обострению отношений между китайскими княжествами и скотоводческим миром.

С конца III века до н.э. наступает новый этап в отношениях скифо-сибирского мира с древними цивилизациями, он характеризуется усилением подвижности населения Великой Степи, сложением иной военной системы, новой политической ситуации, в которой основными силами становятся уже не скифы, саки и другие народы скифо-сибирского мира, а хунны и сарматы. Эта борьба особенно обостряется после 209 года до н.э., когда Модэ, приняв титул шаньюя, объединил хунну и консолидировал власть. Не менее сложным было положение скифов и в Причерноморье. Под влиянием римлян, которых поддерживали даки и бастарны, обостряются отношения противостоящих им скифов с причерноморскими городами.

Все эти события в конечном итоге в скором времени привели к гибели скифского мира.


Оглавление:
  • Вступление
  • Предскифская эпоха
  • Скифский мир
  • Скифская эпоха
  • Скифская культура
  • Потомки скифов
  • © Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович

    В статье использованы материалы: А.И.Мартынов "Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)", А.В.Галкин "Русские не Славяне"


    Связанные статьи:
  • Реконструкция скифского костюма

  • Поделиться ссылкой:


    Комментарии к статье Добавить комментарий


    Администрация сайта не несет ответственности за оставленные пользователями комментарии, но оставляет за собой право без предупреждений и объяснений причин удалить любой комментарий.


    Просмотров страницы: 1208